Исследование диагностики типа учебной мотивации у подростковом с девиантным поведением

№118-1,

психологические науки

Цель этого исследования — изучить тип учебной мотивации у подростков с девиантным поведениям, что ими движет, а так же определить какой преобладающий мотив у них в образовательном учреждении. Выборкой для исследования послужили подростки с девиантным поведением от 12 до 15 лет из семей, находящихся в социально опасном положении (далее — СОП) или иной трудной жизненной ситуации (далее — ТЖС). В исследовании были использованы шкалы (Е. Лепешевой) мотивации школьника, то есть для каждого подростка свой преобладающий мотив, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Исходя из преобладающих типов мотивации можно видоизменить методы и структуры обучения, чтобы воздействовать на необходимые активные механизмы. Для расчёта полученных данных у подростков, использовались интерпретации шкал, выводился среднеарифметический анализ, данные представлены в таблице и диаграмме. В школе часто наблюдается ситуация, когда на разных трудных школьников — ленивых, недисциплинированных, грубых и т. д. — оказываются одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете или разбирательство на родительском собрании перед родителями и учащимися, что совсем недопустимое, что очень часто практикуют педагоги. Понятно, что подобные методы не способствуют воспитанию свободной и творческой личности. Они не решают проблему устранения возникающих конфликтов, а загоняют их внутрь. Можно заключить, что полученные результаты внесут вклад в дальнейшее исследование, которое будет проводиться для подростков с девиантным поведением.

Похожие материалы

Введение

Сегодня при переходе на новые образовательные стандарты много говорят о мотивации обучающихся на учебную деятельность. Мне, как автору статьи, хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями в области мотивации на учебную деятельность детей с девиантным поведением. Ведь таких детей в современном социуме становится все больше, и у педагогов возникает много вопросов по данной актуальной проблеме.

Подростки, с отклоняющим поведением состоящие в комиссии по делам несовершеннолетних за различные административные правонарушения (кража, алкоголь, курение, наркотики, хулиганства и т.д.), так же нуждаются во внимании и коррекции, работа с ними сложнее. Такие подростки обучаются в обычных средне образовательных школах, имеют общение с обычными детьми и педагогами. Из наблюдений и общения с такими детьми, я могу сделать небольшой вывод, что такой подросток становится более агрессивным, замыкаясь в себе, усиливает своё негативное отношение к окружающим. Ни о какой мотивации разговор не пойдет, а наоборот, возникнет полное отвращение к учебному процессу.

Поэтому нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации. Большинство детей, поступающих в школу, нуждаются в дополнительном коррекционном режиме обучения по самым разным причинам, требуют индивидуального дифференцированного подхода со стороны учителя, щадящего режима. Учитель должен создавать ситуацию успеха, положительного переживания достижений, положительную мотивацию учебной и общественно-полезной деятельности подростка, дать возможность каждому трудному ребёнку почувствовать себя человеком, утвердить его веру в собственную неповторимость и талантливость.

Организация проведения исследования

Данное исследование проводилась с подростками от 12 до 15 лет, обучающихся в средне образовательной школе в разных классах. Выборка исследования состояла из 24 человек, из них 12 подростков (СОП) и 12 подростков (ТЖС).

Семьи, находящиеся в социально опасном положение (СОП), это те семьи, которые воспитывают несовершеннолетних подростков, которые поставлены на профилактический учёт комиссией по делам несовершеннолетних за ненадлежащее исполнение родительских прав или несовершеннолетних которые совершили административное правонарушение (кража, алкоголь, курение, мелкое хулиганство и т.д.).

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), это те семьи, которые воспитывают несовершеннолетних детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации: финансовой не стабильности, педагогическая неграмотность родителей в воспитание детей, конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми и т.д.

Для исследования использовалась методика диагностика типа школьной мотивации у подростков (Е. Лепешевой). Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, и суть данной методики в том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации учащегося — то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата подростков из семей СОП и ТЖС, сравнение итогов одной категории подростков (СОП) и другой категории подростков (ТЖС).

Анализ исследование показал, что ведущим мотивом для подростков (СОП) является авторитет средь одноклассников. Для таких подростков ни педагог, ни родители не авторитет. Со слов самих подростков педагоги в школе стараются не связываться с ними, не обращают на них внимания, а среди сверстников они авторитеты, крутые ребята, многие их боятся, да и родители, наверное, запрещают общаться с такими детьми. А наше исследование также показала, что подростки с отклоняющим поведением, заинтересованы в общении с одноклассниками, поддержкой класса, дружеской обстановкой. Таким образом, мы понимаем, что для повышения успеваемости этих детей мы прежде всего должны общаться с учителями, что бы они в классах больше внимание уделяли сплоченности коллектива, что бы сверстники поддерживали таких детей, дружили и учили хорошему.

Подростки из неблагополучных семей плохо обучаемы, имеют пропуски без уважительной причины, за частую не ухожены и агрессивны, но исследование показало, что среди сверстников они адаптируются, ищут поддержку и понимание, так как дома их, ни кто не учит, не контролирует и не поддерживает.

Вывод анализа исследования: во избежание неблагополучия во взаимоотношениях с трудными школьниками следует соблюдать принцип педагогической этики, доброжелательно относиться ко всем детям класса, стараться доступно и интересно преподавать свой предмет, учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся. Не предъявлять свои требования к ученикам в грубой форме, чтобы не оскорбить их человеческого достоинства. Общение, перерастающее в дружбу, положительно влияет на нравственное развитие личности трудного школьника, имеющего отклонения в поведении.

Анализ исследование показало, что ведущим мотивом для подростков (ТЖС) является одобрение родителей и учителя. То есть, иначе говоря, большинство школьников начинает учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» именно от родителей и учителя, а не от одноклассников.

Среди одноклассников престижность хорошей учебы оказалась невысокой, это не тот критерий, по которому они оценивают друг друга. Таким образом, мы понимаем, что для повышения успеваемости этих детей мы, прежде всего должны выходить на родителей, прояснять для них их роль в образовании детей.

Также высокий балл среди типов мотивации по всем параллелям оказался у мотивации «осознание социальной необходимости». Это говорит о том, что учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, что знание им пригодиться в будущем — для поступления в вуз, получения хорошей профессии, работы и пр. Соответственно, на построение таких «цепочек» для детей было обращено внимание педагогов. Ну и, безусловно, прогнозируемым для подростков оказался высокий балл по шкале «общение» — это говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т.п.).

Вывод анализа исследования; изменение характера межличностных отношений противопоставляющих себя коллективу учеников помогает включение их в такую деятельность, где они смогут проявить себя с лучшей стороны, взять на себя ведущую роль. Следует отметить, что для них важно быть не простыми исполнителями, а самим принимать решения и руководить другими. Хорошо создавать в классе ситуации, способствующие возникновению и проявлению гуманных чувств: сопереживания, отзывчивости, заботы о товарищах.

Диаграмма исследования

Вывод: подростки с девиантным поведением относятся к группе “трудных”. Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с подростками, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.

Заключение

И в заключении хотелось бы сказать еще раз, что в основе отношений педагога к трудным школьникам должна лежать любовь, он настойчиво должен подбирать приёмы педагогического воздействия на личность ученика, хвалить, поддерживать его во всех начинаниях, способствовать развитию личностных качеств. Условием эффективности индивидуального подхода является соблюдение педагогического оптимизма, уважение к школьнику, понимание его душевного состояния, раскрытие внутренних мотивов и внешних обстоятельств, проступков. Подобное отношение пробуждает у детей ответное, тёплое чувство, желание доставить радость педагогу, не причинять ему неприятностей своими проступками. Постоянная же грубость и неуважение к учащимся, проявляемая педагогами, порождают в ответ обиду и стремление сделать всё наперекор. В итоге учащиеся перестают считаться даже со справедливыми требованиями учителей. Общеизвестно, что наказание за неблаговидный проступок должно быть своевременным и справедливым. Эффективность индивидуального подхода определяет также соответствие меры наказания характеру совершённых проступков и особенностям личности провинившихся подростка.

Список литературы

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.,1976.
  2. Божович М.И. Изучение Мотивации поведения детей и подростков. — М., 1976.
  3. Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. Сер. 4. Психология. 2000.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.
  5. Маркова А. К; Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.
  6. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1982.
  7. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалеева, ВВ. Сталина. — М., 1987.
  8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 2001.
  9. Большая библиотека психологии
  10. Фестиваль педагогических идей «открытый урок»