К вопросу о формировании патриотических чувств у курсантов (слушателей) вузов МВД России

№58-6,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы проблем формирования патриотизма у обучающихся вузов МВД России. Проанализирован опыт работы в этом направлении, обозначены актуальные задачи и перспективы развития.

Похожие материалы

Проблема формирования патриотизма во все времена выступала одной из актуальных направлений развития воспитательной практики различных образовательных организаций. Особое значение решение данной проблемы имеет в системе функционирования ведомственных вузов правоохранительной направленности, имеющих в России богатый опыт организации образовательной практики. С развитием патриотизма связывают важнейшие свойства и качества будущего офицера, готового к защите Родины как от внешних, так и от внутренних врагов.

Если не возродить и не поддерживать патриотических чувств молодежи, веры в великое будущее своей Родины, то навряд ли получится укреплять и созидать «новую сильную» Россию. На протяжении нескольких веков Россия имела мировой статус культурной сверхдержавы. На данный же момент социальная нестабильность, отсутствие действенных идеологических установок, экономические трудности, кризисы, которые коснулись всех слоев нашего общества, оказали негативное влияние на воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования патриотизма населения страны, в том числе и молодой его части. Произошло резкое снижение авторитета и престижа военной службы, в том числе и службы на профессиональной основе.

В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 отмечается, что если недооценивать патриотизм в качестве важнейшей составляющей общественного сознания, то это приводит к ослаблению социально-экономических, духовных, культурных основ развития общества и государства. В данной программе так же поставлены задачи по формированию сознания граждан и патриотических чувств на основе исторических ценностей, сохранения и развития чувства гордости за свою Отчизну, воспитания личности гражданина-патриота Отечества. Важной целью данного документа, утвержденного на государственном уровне, является развитие у молодежи патриотизма, гражданственности, верности конституционному, воинскому и служебному долгу в условиях мирного, а также военного времени, высокой дисциплинированности и ответственности.

Сейчас патриотическое воспитание становится главным направлением в деятельности образовательных организаций. Особое место занимает патриотическое воспитание курсантов и слушателей, формирование в них социально и профессионально значимых качеств, которые способны проявиться в тех видах деятельности, которые связаны с защитой Российской Федерации.

На основе выше изложенного, хочется пояснить, что патриотизм как социально-исторический феномен является системой ценностей, субъективного отношения личности к месту своего рождения и проживания. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Исторический источник патриотизма – это веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.

Но патриотизм не может быть односторонней формой взаимодействия гражданина со своим государством. Для эффективного формирования патриотического сознания со стороны государства необходима идеологическая обработка гражданина, путем воздействия через общественные организации и институты. Важна ответственность и выраженная потребность в своих гражданах, что проявляется в защите интересов каждого индивида, а не элитарного меньшинства. В противном случае патриотическое сознание личности будет сформировано на низшем уровне, отраженном в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю». Патриотизм не может проявляться со стороны государственных институтов лишь в виде визуализированного ритуала, к примеру, по отданию дани уважения, погибшему при исполнении служебного долга сотруднику. Важна системная работа по социальной адаптации членов семьи погибшего сотрудника. Необходима постоянная моральная и материальная поддержка, помощь в решении социально-бытовых проблем. Семье погибшего сотрудника в меньшей степени интересен ритуал и одномоментно отданные почести. Важны внимание и опека. Таким образом, человек, способный беззаветно служить своему народу и государству, должен знать и верить в то, что государство будет готово оказать помощь в реализации социальных потребностей своего патриота.