Формирование гуманистических ценностей у студентов в условиях реформирования системы высшего образования в России

№58-6,

педагогические науки

В статья раскрыты некоторые вопросы формирования гуманистических ценностей у студентов высших учебных заведений. Рассмотрены вопросы о значении воспитания в условиях гуманитарного кризиса, способах преодоления этого кризиса, актуальности данной тематики на современной этапе.

Похожие материалы

В начале третьего тысячелетия особенно ощутимым стал огромный разрыв между достижениями в области научно-технического прогресса и состоянием духовного развития людей, их внутренней культуры и уровнем нравственной зрелости. Необходимость воспитания высоконравственной личности приобрела большую значимость для дальнейшей судьбы всего человечества, для его выживания.

Традиционно образованность рассматривалась как безусловная гарантия духовности человека. Однако узкоспециализированное образование чаще обеспечивает высокое качество профессионального знания, но не всегда приводит к росту человеческого нравственного потенциала. Частичная профессиональная подготовка не соответствует задачам развития глобального сообщества.

Размышляя о назначении воспитания в условиях гуманитарного кризиса, Е.В. Бондаревская убеждает нас в том, «что современное воспитание должно осуществляться как гуманитарная практика, направленная на педагогическую поддержку процессов становления в каждом ребенке гражданина, человека культуры, нравственной личности, способной к смягчению социальной напряженности, оздоровлению окружающей среды, созданию культурного пространства жизни. Для преодоления гуманитарного кризиса необходим поворот воспитания в сторону актуализации духовных, нравственных начал в развитии жизнедеятельности детей и молодежи»

Реформирование российского высшего профессионального гуманитарного образования осуществляется на современном этапе под воздействием глубокого и масштабного реформирования высшего образования Европы, начало которому было положено подписанием Болонской декларации в 1999 году в Болонье. Присоединение России к европейской инициативе по гармонизации систем образования законодательно было оформлено на конференции министров, ответственных за образование, в Берлине 19 сентября 2003 года.

Болонский процесс, по словам А.И. Гретченко и А.А Гретченко, направлен не на стандартизацию или унификацию высшего образования в Европе, а на увеличение прозрачности национальных систем и соответственно упрощение процесса сравнения и сопоставления полученных квалификаций, что неизбежно приведет, по мнению исследователей, к увеличению привлекательности российского образования за рубежом, укрепит позиции России на мировом рынке образовательных услуг.

Важнейшей целью Болонского процесса является создание европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area). Этот процесс идет трудно и неоднозначно. В аналитическом докладе «Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения», выполненном под научной редакцией В.И. Байденко, подчеркивается нелинейный и противоречивый характер реформ, показывается, что болонские преобразования имеют не только позитивный, но и реальный негативный опыт. По мнению зарубежных экспертов, стратегия в отношении европейского пространства высшего образования состоит не «в отказе от Болоньи», а в коррекции курса, темпа реформ, их ориентации на достижение заявленных в Болонской декларации целей.

Анализируя уроки Болонских реформ, М. Винтермантель, Д. Кроссиер, К. Таух, Т. Митшель, У. Дортмунд не без оснований отмечают, что заявленные Болонской декларацией цели не достигнуты и необходима соответствующая корректировка болонских реформ. М. Винтермантель полагает, что после начальной фазы, сведенной в основном к гармонизации структуры, университеты должны изменить свои учебные планы так, чтобы они были ориентированы на формирование компетенций и отвечали требованиям изменяющегося рынка труда. Ответственность за «оснащение» выпускников такого рода «капиталом компетенций», по мнению исследователя, в парадигме студент центрированного обучения должна лежать на самих высших учебных заведениях, на их профессорско-преподавательском составе.

Из-за трудностей, возникших на пути осуществления реформ, на Конференции министров высшего образования европейских стран в Лёвене/Лувен-ля-Нёв 28–29 апреля 2009 года было принято решение о пролонгированные Болонского процесса до 2020 года, что было изложено в коммюнике конференции под названием «Болонский процесс – 2020: Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии». Последующие встречи запланированы на 2012,2015, 2018, 2020 годы.

В создавшихся условиях, как показало наше исследование, педагоги призваны решать сложные и важные вопросы соотношения и взаимодействия этнической, англоязычной, европейской и мировой культур в общем содержании образования. Важно также, по нашему мнению, сопряжение различных картин мира, аккумулирующих социально-исторический опыт отдельных культур; соотнесение ценностных, этических систем, определяющих смысл жизненную ориентацию личности; взаимодополнение потенциалов различных культур для обеспечения общего духовного пространства, необходимого для максимально полной реализации личности.

Изучение трудов В.И. Байденко, И.А. Зимней, И.В. Земцовой, А.М. Князева, М. Байрама, А. Фантини, Д. Хаймса, Я. Ван Эка и других сделало для нас возможным выявление сущности лингвосоциокультурной компетентности и ее структуры. Лингвосоциокультурную (ЛСК) компетентность следует определить, как способность и готовность к пониманию культуры другого народа, позитивному к ней отношению, осмыслению ее реалий, морали, ценностей сквозь призму собственной культуры, а также умение эффективно функционировать в условиях иной лингвокультурной среды.

В контексте Болонских преобразований процесс гармонизации национальных структур образования, безусловно, потребует от педагогов различных стран значительных усилий в поиске разумного баланса национальных и общеевропейских или общемировых тенденций. Очевидно, что российским гуманитарным вузам предстоит еще достаточно длительная и сложная работа по освоению компетентностного подхода при разработке содержания образовательных программ, по осмыслению результатов обучения и квалификаций в гуманитарной сфере, по осознанию важности формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза. Необходимо совершенствование методического оснащения, соответствующего задачам нового этапа реформы образования, насыщение содержания учебников гуманитарного цикла информацией о многомерности российской, европейской и мировых культур, раскрывающих личности разнообразную культурную палитру в диалоге культур. Преимущества, справедливо подчеркивает И.А. Зимняя, компетентности трактовки результата образования по сравнению со знаниями, умениями, навыками выявляют именно эти три компонента.

Реализацию идей гуманистической направленности образования в высшей школе, по нашему глубокому убеждению, следует рассматривать как составляющий компонент реформирования современного российского высшего профессионального гуманитарного образования, так как оно ориентировано на удовлетворение интересов и потребностей личности и общественного развития на различных уровнях. На личностном уровне гуманизация и гуманитаризация образования создают предпосылки для самоактуализации личности, для формирования таких гуманистических ценностей и моральных качеств, как эмпатия, коммуникабельность, отзывчивость, взаимопомощь и др. На этническом уровне обеспечиваются условия для гармонизации межнациональных отношений и актуализации этнического гуманистического вектора в учебно-воспитательном процессе. На уровне государства гуманизация и гуманитаризация способствуют повышению гражданской самоидентификации, интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народа, преодолению замкнутости, изолированности, выходу в европейское и мировое образовательное пространство, повышению гуманитарного и культур творческого потенциала народа и переходу к гражданскому обществу. На глобальном уровне оно направлено на достижение политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами, на установление паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями.

Список литературы

  1. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 8–9.
  2. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. М.: КНОРУС, 2009.
  3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения под науч. ред. В.И. Байденко ; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2010.
  4. Коммюнике Конференции министров высшего образования европейских стран (Лёвен / Лувен-ля-Нёв, 28–29 апреля 2009 г. // Академическая мобильность в условиях интернационализации образования / В.А. Галичин, Е.А. Карпухина, В.В. Матвеев, А.П. Сугакова. М. : Университетская книга, 2009. С. 413.
  5. Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования / материалы 16-й науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения» / науч. ред. И.А. Зимняя; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2006. С. 13.