Человеческий капитал — как фактор педагогического развития

№60-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы о роли человеческого капитала, педагогические аспекты.Данная тематика недостаточно изучена и особенно важна в связи с продолжающейся реформой высшего образования.

Похожие материалы

На современном этапе одной из важнейших потребностей людей является потребность в получении высшем образовании. Высшее образование становится одной из главных сфер человеческой деятельности, в решающей степени определяющей иные стороны и аспекты жизни общества, лицо цивилизации. Роль высшего образования - это сущность образования для каждого человека, его ценности, взгляды, интересы, и самый массовый вид современной деятельности людей, в котором занято одновременно большое количество людей. Поэтому наше исследование направлено на теоретическое в методологическое обоснование качественного совершенствования интеллектуального человеческого капитала в высшем образовании, возникающего в результате формирования научных знаний, повышении качества обучения. Исследование педагогической сущности, формирования и совершенствования человеческого капитала в системе высшего профессионального образования, в условиях реализации новой дорожной карты в системе высшего профессионального образования, ранее не было предметом самостоятельного научного исследования. Роль профессионального образования активно обсуждались в работах таких российских и зарубежных ученых, как: О.Г. Берестнева, А.И. Вроейнстийн, А. Грубер, A.A. Давыдова, Н.К. Долгушкин, В.П. Дрямов, С.П.Иванов, Е.Д. Катульский, Е.А. Мамбетказиев, и др. В этих теориях реальной движущей силой прогресса является человек, а рост – это, прежде всего, функция развития возможностей, заложенных и раскрытых в человеке. Роль высшего образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Особенное влияние это имеет на темпы экономического роста и уровня национального благосостояния

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования .

В последние годы роль высшего образования меняется, оно становится более востребованным для широкого круга людей, и количество обладателей дипломов непрерывно растет. Высшее образование – важная составная часть воспроизводства человеческого капитала. Роль высшего образования возрастает потому, что спрос стал существенно больше. Высшее образование призвано передавать знания, умения и формировать качества (компетенции), которые позволят выпускникам изучить различные профессиональные ситуации и адаптироваться к неожиданным поворотам в ходе изменений в технологически процессах, в организации труда и структуре профессии. Высшее образование играет значительную роль по любому направлению подготовки, так как оно выполняет важную социальную задачу: оно является одним из средств осуществления социальной справедливости в обществе.

Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том, что касается образовательной деятельности. Вопросам высшего образования в контексте человеческого капитала, и определению ≪человеческий капитал≫ уделяет Р. Уолш, но в контексте экономического значения, как одному из основных факторов повышения качества человеческого капитала. Изучая инвестиции в образование как инвестиции с целью получения прибыли, он видел в высшем и послевузовском образовании основу для долгосрочной успешной экономической реализации индивида в рамках экономического пространства современного общества. Ф. Нойманн в своих трудах рассматривает образование уже как независимый элемент человеческого капитала и к его основным компонентам относит сочетание следующим компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества . Р. Штайнер в свою очередь утверждал все силы – души, мысли, чувств, воли обучающегося составляют единое целое. Интеллект – лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию студента, не формируя у него необходимых профессиональных навыков и ценностных ориентировок. Преподаватель должен стремиться настолько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства обучающегося, пробудить интерес, сделать так, чтобы студент увлекся предметом, полюбил его. Поскольку категория ≪человеческий капитал≫ входит в предметную область ряда общественных наук, хотелось бы отдельно выделить педагогические подходы к анализу человеческого капитала. Имеется в виду обучение, которое реализуется в системе высшего образования. В терминах педагогической науки и практики человеческий капитал – это совокупность качеств и характеристик, которые позволяю определять индивидуальную траекторию развития конкурентных человеческих качеств: от деловых качеств отдельной личности до профессиональных навыков. Измерение человеческого капитала учащегося представляет собой сложный комплексный процесс, который нельзя оценить с помощью лишь показателей учебных достижений, которые являются ключевыми. Для формирования объективной картины необходима разработка комплексной модели оценки качества подготовки учащихся, в основе которой должен лежать интегральный показатель, объединяющий количественные и качественные оценки, измеряющие ≪производительный≫, ≪продуктивный≫ потенциал выпускников на всех этапах формирования ими личных и профессиональных компетенций. Наиболее важной функцией высшего учебного заведения (ВУЗа) является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны.

На современном этапе требуется решения следующих задач для создания образовательного базиса современного человеческого капитала:

  • формирование и развитие у студентов объективных ценностных ориентиров;
  • внедрение методов обучения и оценивания, адаптированных к особенностям восприятия окружающего мира современными студентами;
  • формирование широкого диапазона «внутренней свободы» обучающихся;
  • повышения качества обучения.

Персональный рейтинг у обучающихся складывается из данных за академические, научные, общественные, творческие и спортивные достижения. Введение бальной рейтинговой системы дает более полные возможности для индивидуализации и усиления мотивации обучения.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что, рассматривая роль высшего образования в формировании человеческого капитала как фактор педагогического развития, мы пришили к следующему выводу. Необходимо пересмотреть содержание учебных планов в сторону профессиональных дисциплин, уменьшить количество общеобразовательных дисциплин, чтобы обеспечить достаточное представление в обучении дисциплин профессиональной подготовки, усилить профессиональную и личностную мотивацию студента.