Некоторые аспекты социально-педагогического подхода к профилактике наркомании среди молодежи через физическую культуру и спорт

№60-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены некоторые аспекты профилактики употребления наркотических средств среди молодежи. Большую роль в этом может играть физическая культура и спорт. В материале указаны актуальность тематики,основные средства и пути доставления задачи.

Похожие материалы

В молодежной среде еще далеко не искоренена «мода» на наркотики и психотропные вещества. Продолжающийся незаконный ввоз в нашу страну этих средств и отсутствие реальной системы противодействия этому препятствуют эффективной борьбе с наркотизацией общества, особенно молодежи. Нет явного снижения темпов растет смертности от употребления наркотиков. Прослеживается очевидна связь роста социально-экономических проблем злоупотребления алкоголем и наркотиками, с одной стороны, и преступности несовершеннолетних – с другой. В состоянии наркотического или алкогольного опьянения подростки совершают более 50% всех правонарушений . Темпы роста наркомании и связанной с ней подростковой преступностью наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения, а ее ежегодный рост дает основание предполагать, что в ближайшее время положительные сдвиги маловероятны, если не будут приняты кардинальные меры по улучшению системы профилактики злоупотребления наркотиками. В то же время существующая система предупреждения распространения психоактивных веществ, включая различные виды воспитательного воздействия, уже давно стала отставать от

тех явлений и процессов, которые происходят в молодежной среде, и как следствие этого утратила в полной мере готовность противостоять различным негативным явлениям. Поэтому в сложившейся ситуации поиски новых моделей, форм, методов и средств профилактики наркомании нужно рассматривать как необходимое условие выхода из общего кризиса.

К сожалению, в настоящее время в большинстве регионов России основное внимание уделяется не профилактике приема психоактивных веществ, а лечению и реабилитации наркозависимых. Расширение сети лечебно-реабилитационных наркологических центров, работающих на государственной основе, оснащенных современной аппаратурой и высококвалифицированным персоналом, безусловно, задача важнейшая. Однако при всей важности и значимости этого аспекта борьбы за здоровье человека нельзя не отметить, что здесь усилия направлены не на причины болезни, а на их следствие, когда заболевание уже возникло. Вышеизложенное определяет необходимость нахождения путей противостояния наркомании среди детей, подростков и молодежи, используя все возможные средства, имеющиеся в распоряжении общества, включая такую важную сферу деятельности, как физическая культура и спорт, которая как социально значимый вид деятельности отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию.

В сложившихся условиях роль физической культуры и спорта в профилактике наркомании постоянно возрастает, одним из важнейших направлений в профилактике наркомании и преступности среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства.

В последние годы при поддержке государства стали создаваться подобные структуры. Основная направленность их деятельности заключается в отвлечении детей и подростков от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.

Однако по данным социологических исследований (П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков), более 3 миллионов детей отлучены от занятий физической культурой в школе, а в спортивных секциях занимаются не более 20% учащихся. Весьма примечателен тот факт, что в ряде регионов, где профилактическая работа строится в основном с акцентом на проведении физкультурно-массовых мероприятий, рост числа наркоманов среди несовершеннолетних из года в год не увеличивается.

К основным причинам, сдерживающим использование физической культуры и спорта в профилактике наркомании, следует отнести:

  • отсутствие должного финансирования;
  • недостаточное количество действующих спортивных баз;
  • недооценивание возможностей спортивной деятельности со стороны государственных структур вне сферы физической культуры и спорта;
  • недостаток информации по пропаганде здорового образа жизни и спорта;
  • снижение вклада научных и образовательных организаций и учреждений в развитие спорта и переподготовку специалистов;
  • отсутствие целенаправленной работы по физическому воспитанию, особенно в школьных учреждениях;
  • недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их материального обеспечения.

По нашему мнению, программа профилактики наркомании должна состоять из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом и блока дифференцированного применения физической культуры и спорта для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных способностей и функционального состояния организма. Изучение личностных особенностей требует подбора методик, позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить причины, если таковые имеются, девиантного, асоциального поведения. Подбор диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетных видов этой деятельности.

Методика физического воспитания педагогически запущенных и склонных к употреблению психоактивных веществ подростков имеет свои специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.

Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом. В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся:

  • учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет привлекательность;
  • усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;
  • важно своевременно применять методы принуждения, наказания и поощрения;
  • в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемостью.

Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах, направленных на профилактику приема психоактивных веществ, отводится коррекции психоэмоционального состояния детей и подростков с использованием для этого следующих методических приемов:

  • создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений);
  • предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;
  • извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками; – проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.

Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:

  • на начальном (побуждающем) этапе – беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
  • на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту – беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-преподавателя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
  • на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта – контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в правоохранительных органах.

Любые задачи профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта должны решаться тренером-педагогом совместно с психологами, учителями, работниками социальных служб и правоохранительных органов, руководством учреждений.

Среди первоочередных задач профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их образования в области физической культуры и спорта;
  • наделение должным статусом системы физического воспитания в детских садах и яслях;
  • физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;

Следует развивать систему пропаганды физической культуры и спорта через средства массовой информации, и особенно телевидение и интернет, поскольку для большинства детей и подростков именно они – основной источник информации. Целесообразно увеличить время трансляции, отводимое на демонстрацию уроков по развитию силы, выносливости, ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. По нашему мнению, именно такой путь будет способствовать массовому вовлечению подростков в занятия физической культурой и спортом.