К вопросу о профилактике употребления наркотиков и токсических веществ в студенческой среде посредством физической культуры и спорта

№60-1,

педагогические науки

В статье раскрыты вопросы профилактики профилактики наркомании и токсикомании в студенческой среде через приобщение их к физической культуре и спорту. Указано современная ситуация вопроса, изучены и обобщены научные исследования по тематике. Даны практические рекомендации по их реализации в образовательных организация.

Похожие материалы

К большому сожалению, констатируя статистические данные, на сегодняшний день в Российской Федерации тенденция к уменьшению потребления различных наркотических, токсических веществ и алкоголя современной молодежью не снижается . Так по данным М.В. Еремина, 75% старшеклассников употребляют алкоголь, а около 27% призналось в употреблении наркотических и токсических веществ. Последнее особо пугает и настораживает государственные и общественные организации, в компетенции которых входит профилактика и борьба с этим «злом». Отмечается значительное снижение возраста молодых людей, замеченных в

употреблении наркотиков. Быстрые темпы роста наркотизации общества и преступности, связанной с оборотом и распространением наркотиков, представляют реальную угрозу национальной безопасности нашей страны.

Сложившаяся ситуация соответственно диктует необходимость поиска путей противостояния наркотикам у детей, подростков, молодежи, используя все средства, имеющиеся в распоряжении государства и общества, включая физическую культуру и спорт.

Специалисты отмечают огромный потенциал средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни. Данные научных исследований показывают, что значительное количество (около 70%) молодых людей (старшеклассников и студентов) считают физическую культуру и спорт наиболее эффективным средством проведения досуга и профилактики наркомании. Детальный анализ научных исследований, посвященных данной проблеме, позволяет выделить несколько основных уровней применения разнообразных средств физической культуры и спорта в целях профилактики наркомании у подростков и молодежи.

1-й уровень предполагает применение различных средств, форм, методов и т.д., физического воспитания, проведение занятий физической культурой и спортом с молодежью с целью отвлечения молодых людей от «вредных привычек», уменьшения вероятности приобщения к наркотикам за счет грамотной организации досуга, заполнения «вакуума» свободного времени, формирования оптимистического взгляда на окружающую действительность и т.д.

2-й уровень выражен в формировании у молодых людей ценностных установок на ведение здорового образа жизни.

3-й - предполагает формирование и коррекцию основных свойств личности современных молодых людей в процессе занятий физическими упражнениями (коррекцию черт характера, мировоззрения, самосознания и т.д.). Однако спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия могут принести положительный эффект лишь в случае их системности, периодического характера и методической насыщенности. Следует заметить, что образовательный и воспитательный потенциал физической культуры и спорта, изначально заложенный в них огромный профилактический антинаркотический потенциал не могут быть полностью реализованы без создания социальных условий и использования, специально разработанных новейших педагогических технологий, определения содержания и форм физкультурно-спортивной работы, направленных на социализацию молодых людей, профилактику возможного асоциального поведения. Отмечается, что в практике физического воспитания подростков сегодня недостаточно представлены и реализуются программы, связанные с использованием привлекательных и популярных в молодежной среде видов двигательной активности.

Для эффективной профилактики наркозависимости среди школьников и студентов вузов, необходимо выполнение ряда педагогических условий:

  • оздоровительно-профилактическая и спортивная направленность педагогического процесса;
  • применение средств и методов физического воспитания, адекватных личностным особенностям учащихся;
  • развитие физических качеств и повышение психоэмоционального состояния молодых людей;
  • вовлечение молодых людей в занятия привлекательными, с точки зрения сверстников, видами двигательной активности, которые будут отвечать личностным потребностям, и являться альтернативой употреблению наркотиков.

Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют проявлению общественной активности молодежи (в самодеятельном движении участвуют примерно в два раза больше активистов физической культуры и спорта), более конструктивному строительству своих межличностных отношений как внутри своего учебного заведения, так и вне его, получению более широкой базы общественной поддержки, проявлению в меньшей мере чувства одиночества, что противодействует социальному отчуждению учащихся, их самоизоляции и уменьшает возможность приобщения к психотропным средствам, проявления асоциального поведения в целом. Школьники-спортсмены в меньшей степени подвержены общей и психологической усталости, о ни активно участвуют в мероприятиях, легко контактируют со сверстниками, успешно строят межличностные отношения как внутри, так и вне школы, обладают чувством коллективизма, что препятствует социальному отчуждению, самоизоляции и в результате уменьшает угрозу приобщения к наркотикам и психотропным веществам.

Таким образом, физкультура и спорт могут служить действенным средством профилактики наркомании в молодежной среде как школах, так и в образовательных организациях.