Об особенностях нравственных и профессиональных ценностей у обучающихся вузов

№61-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональных ценностей у обучающихся вузов. Проанализирован генезис профессиональных ценностей, освещен исторический аспект тематики.

Похожие материалы

Генезис формирования профессиональных ценностей, ценностных ориентаций и установок определен тем, что они рассматривались в предметном поле разных наук: философии, педагогики, психологии и для разных профессий. С начала 90-ых годов ХХ столетия исследователями начинают рассматриваться ценностные категории (труд, личность, общество, отношения), с середины 90-х годов до начала 2000-ых годов анализируются эволюция, динамика профессиональных ценностей, профессиональных ценностных ориентаций и установок. С середины 2000-х годов исследователи приходят к необходимости изучения процесса формирования профессиональных ценностей, профессиональных ценностных ориентаций и установок. Цель исследования – проанализировать генезис профессиональных ценностей в разных науках: философии, педагогики, психологии и др. Метод исследования – теоретический анализ.

В последние десятилетия в России происходят изменения социально-экономической и социально-культурной ситуации, которые влекут за собой изменения ценностей в обществе.

В своей работе автор анализирует принципы, идеи и подходы по формированию профессиональных ценностных ориентаций для различных профессий у студентов разных вузов. Вся работа будет построена на сопоставлении и сравнительном анализе мнений различных авторов, ученых и деятелей философии. Мысли всех научных деятелей проанализированы в хронологическом порядке и представлены изменений точек зрения в зависимости от года. Первоначально выдвигались идеи рассмотрения ценностных ориентаций у специалистов или студентов, их ценностное отношение к изучаемым дисциплинам, в том числе изучались ценности зарубежных студентов.

А. Н. Пиянзин (1992) провел исследование по воспитанию ценностного отношения студентов педагогического вуза к физической культуре. Он выдвинул идею о том, что для учителя ценность физической культуры особенно важна, так как отражает избирательное, субъективно-оценочное и эмоционально-окрашенное восприятие результатов познавательной и практической деятельности, интериоризирует их и представляет собой взаимосвязь потребностей и мотивов, целей личности и ценностных ориентаций, которые побуждают будущего учителя к социокультурному и профессиональному развитию. По его мнению, основным механизмом воспитания этого ценностного отношения является процесс трансформации социально значимых ценностей в индивидуально значимые, которые выступают мотивацией поведения и в целом составляют «концепцию жизнедеятельности учителя».

З. А. Кокарева (1999) предложила использовать педагогические условия для развития профессиональных ценностей учителя. Исследователь считает, что именно эти ценности являются основным компонентом педагогического профессионального самосознания. Профессиональное самосознание учителя отражается в виде определенных отношений к педагогической деятельности. Формируются эти отношения в результате педагогического образования, поэтому основным фактором развития профессиональных ценностей учителя и будут являться педагогические условия, которые повышают интерес и мотивацию к самому педагогическому процессу. Поэтому для педагогов является важным постоянно повышать свою квалификацию, именно в процессе их обучения будет происходить реализация этих условий.

В 90-ые годы ХХ столетия популярными становятся факультеты, проводящие подготовку социальных работников, социальных педагогов, психологов. Для будущих специалистов данных профессий актуальным является развитие профессиональных ценностей и профессиональных ценностных ориентаций, так же как и для психологов, поскольку эти специалисты в процессе своей профессиональной деятельности транслируют общечеловеческие ценности. Ряд исследователей рассмотрели, как формируются профессиональные ценности у будущих специалистов по социальной работе и психологов.

Е. А. Ходырева (2002) проследила динамику ценностных ориентаций в процессе формирования профессиональной позиции психолога-практика. Ей разработана структура ценностных ориентаций студентов. Исходя из этой структуры, определяется направленность профессиональной позиции студента, а также, какие он выбирает способы и средства для реализации психологической помощи. Исследователь описала «стратегии профессионального поведения», определяющие успешность деятельности будущего психолога. Она предложила ряд различных методов (ценностно-ориентированные тренинги, психологическое сопровождение студентов и др.), которыми можно выявить динамику ценностных ориентаций, а также соотношение между декларируемыми и реализуемыми в поведении ценностями. Она считает, что формирование ценностных ориентаций студентов-психологов основывается на развитии способностей к рефлексии взаимодействия, которое является своеобразным индикатором для выбора нравственных, психологических и операциональных ориентиров (ценности, смыслы, действия) личностно-профессионального роста. Важным будет являться то, что развитие способности к рефлексивному анализу должно сочетаться с формированием у студентов определенными компонентами профессиональной позиции: когнитивным, эмоциональным, поведенческим. По мнению Е. А. Ходыревой, в процессе формирования профессиональной позиции будущих психологов снижается значимость ценностей «утилитарного «клиентского» плана и повышается значимость ценностей социального и индивидуально-личностного плана, такова динамика ценностных ориентаций».

Последующий анализ научной литературы позволил нам определить генезис профессиональных ценностей, происходящих в формировании профессиональных ценностей у студентов разных специальностей.

Н. Н. Ключникова (2009) обратилась к описанию идеи формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза. По её мнению, в ценностных ориентациях отражена личностная значимость явлений окружающего мира, вещей, сфер различной деятельности, социума, т. е. все это наполнено определенными эмоциями и смыслом, которые сказываются в потребностях, а также во всех целях и мотивах личности.

Особую значимость проблема формирования профессиональных ценностей имеет в процессе профессионального развития студентов технических вузов, так как по статистическим данным «до 40 % выпускников этих вузов работают не по специальности». Автор убеждена, что причина этого в том, что у студентов технических вузов неправильно формируются ценностные ориентации. Общество находится в кризисе морально-ценностных приоритетов, происходит тотальное разрушение устойчивых ценностей молодежи, а новая система ценностей всё ещё продолжает находиться в стадии формирования. Этот фактор в значительной степени снижает качество работы профессорско-преподавательского состава технического вуза.

Список литературы

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012
  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.