О некоторых вопросах взаимодействия образовательных программ как условий эффективной реализации задач дополнительного образования

№61-1,

педагогические науки

В статье автором раскрыты некоторые вопросы взаимодействия образовательных программ дополнительного образования. Обозначены факторы и этапы, имеющие определяющую роль.

Похожие материалы

Основная цель моего исследования- это выявить как действуют традиционные и инновационные образовательные парадигмы в процессе осуществления в вузе программ дополнительного образования.

Если, условно разобьем нашу деятельность на три этапа и постараемся проанализировать пошагово каждый из них.

Итак, на первом этапе осуществления программы дополнительного образования определяющую роль играют установки традиционной, когнитивной образовательной парадигмы, дополняемые установками инновационных парадигм образования. Определяющую роль когнитивной образовательной парадигмы можно объяснить следующими факторами:

  1. необходимостью наполнения содержательной стороны осуществляемой программы дополнительного образования – получения и усвоения большого объема информации, необходимого для дальнейшей реализации программы (поскольку дополнительное образование, в сущности, предполагает освоение новой, пусть и близкой к получаемой специальности, области знаний);
  2. спецификой набора дисциплин для данного периода обучения, предполагающих набор как форм и методов обучения, так и оценки, и контроля, характерных для традиционной образовательной парадигмы, с целью наиболее эффективного усвоения большого объема материала;
  3. психологическими факторами (недостаточная дисциплина и самоконтроль у студентов на начальном этапе обучения дополнительной специальности, трудности в решении организационных вопросов обучения, недостаточные навыки самоорганизации при обучении сразу двум специальностям).

На втором этапе обучения отмечается функционирование установок различных парадигм на всех уровнях осуществления образовательной программы, по-прежнему с определяющей ролью традиционной образовательной парадигмы.

На данном этапе будут происходить наблюдения дополнение установок традиционной и инновационных парадигм на уровне всех составляющих образовательной парадигмы. Определяющее действие традиционной, когнитивной образовательной парадигмы прослеживается на уровне форм и методов осуществления образовательного процесса; на данном этапе обучения можно отметить постоянные, обязательные учебные дисциплины, предусмотренные учебным, утвержденное расписание занятий, акцент на аудиторные занятия под руководством преподавателя. Дополнение традиционных методов методами инновационных парадигм образования прослеживается в частичном введении проблемных лекций, обучения методом дискуссии, работы в малых группах (методы личностно-ориентированной парадигмы), методов проектного обучения, предполагающих проявление большей самостоятельности, методов контекстного обучения, включающих решение профессиональных проблемных ситуаций (методы компетентностной парадигмы образования). В области распределения ролей участников образовательного процесса преподавателю все еще отводится ведущая роль с задачей передачи знаний студентам (традиционная парадигма). Но относительно отдельных предметов, требующих большей самостоятельной подготовки (Страноведение, Основы лексикологии, Функциональная стилистика, Теоретическая грамматика), преподаватель начинает создавать условия для самостоятельного обучения (работа в малых группах, дискуссии, мини-проекты), что соответствует установкам инновационной парадигмы образования (личностно-ориентированной).

Нормы ответственности указанного периода обучения предполагают, как ответственность преподавателя за результат обучения (традиционная парадигма), так и частичное принятие студентами ответственности за свое обучение (обязательное ознакомление студентов с рабочей программой по дисциплине с целью выполнения предусмотренных в ней норм и требований), характерное для инновационных парадигм (компетентностной и личностно-ориентированной).

Контроль и оценка полученных знаний производятся как педагогом в форме традиционных зачетов и экзаменов, предполагающих правильное воспроизведение материала учебника, практического занятия, лекции или семинара (традиционная парадигма), так и студентами (коллективное обсуждение докладов, презентаций, презентации и совместная оценка результатов работы малых групп, проектов, решения проблемных ситуаций), что характерно для инновационных образовательных парадигм (компетентностной и личностно-ориентированной).

На третьем или заключительном этапе обучения отмечается функционирование установок различных парадигм на всех уровнях осуществления образовательной программы, с определяющей ролью инновационных образовательных парадигм. Увеличивающееся значение инновационных образовательных парадигм обусловлено следующими факторами:

  1. спецификой набора дисциплин для данного периода обучения, предполагающих в основном самостоятельную работу при их освоении;
  2. психологическими факторами (усовершенствованные с течением обучения дисциплина и самоконтроль у студентов, развитие навыков самоорганизации при обучении сразу двум специальностям).

Исходя из изложенного выше, можно утверждать, что описанная выше организация подготовки в сфере профессиональной коммуникации соответствует основному направлению реформирования содержания высшего образования, которое состоит в гуманизации образовательных парадигм, где обучение в высшей школе все больше ориентируется на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития обучающегося. В этой связи возможно говорить о возможности взаимодействия нескольких образовательных парадигм в одних и тех же условиях образования, в данном случае когнитивной, компетентностной, информационной и личностно-ориентированной.

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / – М., 2011