К вопросу о педагогических особенностях социальной адаптации курсантов ведомственных вузов МВД России

№61-1,

педагогические науки

В статье автором рассмотрены некоторые вопросы социальной адаптации курсантов ведомственных вузов, в частности МВД России. В работе исследованы работы авторов по данной тематике, обобщен и проведен анализ основного социального компонента.

Похожие материалы

Для оптимального протекания процесса адаптации необходимо выделить главные компоненты, которые в совокупности составляют структуру адаптации к обучению в ведомственных образовательных организациях МВД России.

В своем исследовании мы придерживаемся личностно-деятельностного подхода, что позволяет нам определить сущность психолого-дидактического компонента как усвоение знаний и умений, освоение новых способов деятельности, формирование черт и качеств личности, присущих будущему специалисту на основе учета особенностей и характеристик курсантов с использованием эффективных методов и средств обучения в процессе активного взаимодействия преподавателей и курсантов в условиях учебной деятельности.

Данная проблема интересует многих ученых, так как лишь четкое представление о структуре адаптации дает возможность определения действенных путей и условий эффективной адаптации каждого курсанта в новых условиях обучения в образовательных организациях ФСИН России.

Так, В. В. Лагерев, рассматривает следующие основные составляющие процесса адаптации: социально-психологическую, психологическую, деятельностную. Социально-психологическая составляющая отражает изменение социальной роли обучающегося, круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, дальнейшее формирование мировоззрения и социальных установок, развитие сознания, самосознания и самооценки; необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе и желание активно влиять на его жизнедеятельность; усвоение традиций и норм, сложившихся в образовательных организациях МВД России, а также отвечающих характеру избранной профессии.

Необходимость выделения структуры адаптации диктуется также потребностью создания у курсантов и преподавателей представления о целостности адаптационного процесса, взаимосвязи и взаимозависимости рассматриваемых компонентов.

В структуре высшего образования в образовательных организациях МВД России выделяются три формы адаптации курсантов к условиям обучения: формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления курсанта к новому окружению, к структуре образовательных организациях МВД России, к содержанию обучения в них, к требованиям, к своим обязанностям; общественная, относящаяся к процессу внутренней интеграции групп курсантов – первокурсников и интеграции этих групп с курсантским окружением в целом; дидактическая, касающаяся овладения бывшими школьниками новыми формами и методами учебной работы и несения службы.

Психологическая составляющая отражает перестройку мышления и речи курсанта применительно к условиям профессионального обучения; резкое возрастание роли функций внимания, памяти, зрительного восприятия; испытание и тренировку воли, увеличение эмоционального напряжения; реализацию задатков и способностей; закрепление конкретных черт характера.

По мнению Р. Р. Бидрих, адаптация включает такие основные аспекты: психолого-педагогический, социально-психологический, мотивационно-личностный. Психолого-педагогический аспект связан с приспособлением к новой дидактической ситуации, принципиально отличающейся от школьной адаптации формами и методами организации учебного процесса; социально-психологический аспект связан с трудностями усвоения новых социальных норм, установлением и поддержанием курсантов определенного социального статуса в новом коллективе. Мотивационно-личностный аспект, связан с формированием позитивных учебных мотивов и личностных качеств будущего специалиста. Данный аспект рассматривается как интегральный, поскольку он предполагает в качестве необходимых условий психолого-педагогический и некоторые другие аспекты адаптации и, в свою очередь, влияет на их успешность. Так, скорость и эффективность преодоления дидактического барьера во многом зависит от доминирующих учебных мотивов. Мотивы определяют и характер социально-психологической адаптации – место, которое занимает общение в деятельности курсанта, особенности его переживаний, связанных с социальным статусом.

Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто противоречивых потребностей старшего подросткового и юношеского возраста – в общении, уединении, в достижениях и т.д. Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в основной для курсанта учебной деятельности. Закономерно смещается на другие сферы жизни – в спорт, общественную деятельность или хобби. Человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, так как благоприятное положение студента в окружающей среде содействует нормальному развитию его личности.

Социальный компонент включает в себя установление и поддержание определенного социального статуса курсанта в новом коллективе, усвоение новых социальных норм, обычаев, традиций, требований коллектива, осознание своих прав и обязанностей, участие в общественной жизни образовательных организаций ФСИН России. Бытовой компонент – приспособление к новым условиям быта, новым формам использования свободного времени, отсутствие родительского контроля. Экономический компонент – самостоятельность в распоряжении средств

Успешность любой деятельности зависит также от эмоционального благополучия. По мнению современных психологов, эмоциональная сфера у курсантов приходит к некоторому уравновешенному состоянию после своего бурного развития в ранний подростковый период. Но часто могут наблюдаться абстрактная неудовлетворенность собой и другими людьми, максимализм, стремление к скорейшему проявлению себя в сложных жизненных ситуациях, без достаточно глубокой оценки вероятных последствий совершенных поступков, эгоцентризм. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении, но при обращении энергии такого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для студента задачи, это может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.

Таким образом, указанные выше виды адаптации курсантов к обучению в образовательных организациях МВД России не изолированы, а взаимосвязаны и интегрированы и связующей основой является то, что они описывают единый процесс.

Список литературы

  1. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2013.
  2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2012.