Оптимизация расходов медицинской организации на примере ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница»

№114-1,

медицинские науки

Роль экономической стабильности и финансовой эффективности в деятельности медицинской организации выходит на первый план. Основная задача медицинской организации — это ведение медицинской деятельности с целью получения максимальной прибыли. На размер прибыли влияет уровень расходов учреждения, которые стремятся оптимизировать. Снижение затрат в бюджетном учреждении — логичный процесс в условиях экономической нестабильности. В данной статье нами были проанализированы расходы медицинской организации, а также определили возможные пути их снижения.

Похожие материалы

Актуальность

Важной составляющей является изучение затрат организации, вследствие чего, вытекает их совокупность, которая оказывает ключевое влияние на формирование практически всех финансовых показателей, они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых отделов организации.

Задачи:

  1. Проанализировать расходы ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница»;
  2. Определить мероприятия по снижению расходов ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница.

Объект исследования: ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница».

Предмет исследования: пути снижения расходов ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница».

Результаты

Расходы ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» осуществляются по всем источникам финансирования: средства ОМС; средства регионального бюджета; средства предпринимательской деятельности; средства родовых сертификатов; средства по программе «Развитие здравоохранения».

Расходы медицинской организации представлены в таблице 1.

Таблица 1. Расходы ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница.

Наименование показателя

2016 год

2017 год

2018 год

Структура расходов, %

2016

2017

2018

Расходы из средств ОМС, тыс. руб.

140632,1

151233,9

158637,2

89,7

89,9

89,9

Расходы из средств бюджета, тыс. руб.

4670,1

4678,6

4770,9

3,0

2,8

2,7

Расходы по платным услугам, тыс. руб.

4956,0

5378,9

5860,7

3,2

3,2

3,2

Расходы по родовым сертификатам, тыс. руб.

4530,7

4773,2

4830,8

2,9

2,8

2,8

Расходы по программе развития, тыс. руб.

2037,9

2100,7

2314,6

1,2

1,3

1,4

Итого:

156826,8

168165,3

176414,2

100

100

100

Анализируя данные таблицы 1, отмечается, что наибольший удельный вес в структуре расходов занимают средства ОМС, которые имеют динамику увеличения. Так в 2016 году данный показатель составлял 89,7% в структуре расходов, а в 2018 году — 89,9%. Вторую позицию занимают расходы по платным услугам, где в 2016 -2018 годы данный показатель составил 3,2%. Третью позицию — средства регионального бюджета, на долю которого приходится от 3,0% в 2016 году, 2,8% в 2017 году и 2,7% в 2018 году. Наблюдается тенденция к сокращению. Расходы по родовым сертификатам в структуре расходов составляют 2,9% в 2016 году и 2,8% в 2017 и 2018 году. Расходы по программе развития в структуре расходов составляют 1,2% в 2016 году и 1,3% в 2017 и 1,4% в 2018 году.

Расходы из средств ОМС представлены на рисунке 1.

Расходы из средств ОМС
Рисунок 1. Расходы из средств ОМС

Анализируя данные рисунка 1, мы видим, что общие расходы по ОМС имеют тенденцию к увеличению. Так в 2017 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 7,5% или на 10601,8 тыс. руб., в 2018 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 12,8% или на 18005,1 тыс. руб.

Расходы из средств бюджета представлены на рисунке 2.

Расходы из средств бюджета
Рисунок 2. Расходы из средств бюджета

Анализируя данные рисунка 2, мы видим, что общие расходы из регионального бюджета имеют тенденцию к увеличению. Так в 2017 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 0,2% или на 8,5 тыс. руб., в 2018 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 2,2% или на 100,8 тыс. руб.

Расходы по платным услугам представлены на рисунке 3.

Расходы по платным услугам
Рисунок 3. Расходы по платным услугам

Анализируя данные рисунка 3, мы видим, что общие расходы по платным услугам имеют тенденцию к увеличению. Так в 2017 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 8,5% или на 422,9 тыс. руб., в 2018 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 18,3% или на 904,7 тыс. руб.

Расходы по родовым сертификатам представлены на рисунке 4.

Расходы по родовым сертификатам
Рисунок 4. Расходы по родовым сертификатам

Анализируя данные рисунка 4, мы видим, что общие расходы по родовым сертификатам имеют тенденцию к увеличению. Так в 2017 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 5,4% или на 242,5 тыс. руб., в 2018 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 6,6% или на 300,1 тыс. руб.

Расходы по программе «Развитие здравоохранения до 2020 года» представлены на рисунке 5.

Расходы по программе «Развитие здравоохранения до 2020 года».
Рисунок 5. Расходы по программе «Развитие здравоохранения до 2020 года».

Анализируя данные рисунка 5, мы видим, что расходы по программе «Развитие здравоохранения до 2020 года» имеют тенденцию к увеличению. Так в 2017 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 3,1% или на 62,8 тыс. руб., в 2018 году по сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 13,6% или на 276,7 тыс. руб.

Способы снижения затрат:

  1. Сокращение затрат труда положением действующего отечественного законодательствами допускается для компаний сокращение и количества работников, и заработной платы.
  2. Сокращение затрат на материалы и сырье. Чтобы снизить расходы на приобретение материалов и сырья, могут быть предприняты следующие шаги предприятия: пересмотр условий контрактов с действующими поставщиками; поиск новых поставщиков; применение менее дорогих компонентов по возможности; помощь поставщикам в сокращении своих расходов; осуществление закупок материалов вместе с другим покупателем у одного поставщика; самостоятельное производство необходимых материалов; внедрение ресурсосберегающих технологических процессов, способствующих экономии на стоимости сырья; придание первостепенного значения процессу закупок материалов и сырья.
  3. Сокращение затрат основного лечебного процесса.
  4. Дополнительные меры по снижению затрат.
  5. Снижение затрат на содержание неиспользуемого имущества: реализовать материалы, которые образовались в процессе демонтажа; не списывать, а продать амортизированные основные средства.
  6. Инновационное снижение издержек: внедрение более экономичного оборудования и технологий; развивать малозатратные направления.
  7. Снижение расходов, связанных с амортизацией: имущество передать на неоднократное применение амортизации премии.
  8. Работа с задолженностью: осуществление в любых случаях мероприятий для взыскания долгов.

Выводы

Выделяют следующие эффективные направления, влияющие на снижение расходов медицинских услуг, такие как: повышение производительности труда путем уменьшения норм нагрузки на специалистов и применения прогрессивных методов, приемов, техники и оборудования; автоматизация лечебного процесса, внедрение инновационных технологий — это позволит сократить штат сотрудников, а значит сократить расходы на выплату заработной платы и сокращение расходов по данной статье; внедрение режима экономии ресурсов, при этом необходимо рассчитать, где и сколь можно сэкономить, не ухудшая качество оказываемых медицинских услуг; уменьшение расходов на содержание управленческого персонала, а так же размер коммерческих расходов — для этой цели необходимо пересмотреть должностные обязанности каждого сотрудника управленческого персонала и по возможности объединить несколько должностей в одну, предложить при этом 20% надбавку за совмещение должностей, что позволит значительно сократить расходы на выплату заработной платы; повышение квалификации персонала. В современном мире зачастую успех компаний в основном от наличия высокопроизводительных трудовых ресурсов, так как «люди решают все». Поэтому необходимо развивать персонал, обучая новым технологиям, приемам, методам работы.

Список литературы

  1. Аверин, А.Н. Финансовое обеспечение социальной политики и социальной сферы / А.Н. Аверин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 2 (93). С. 470.
  2. Авксентьев, Н.А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года / Н.А. Авксентьев // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1 (35). С. 536.
  3. Баева, А.А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения / А.А. Баева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 485.
  4. Банин, С.А. Справедливое финансирование — главная цель функционирования системы здравоохранения / С.А. Банин // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4 (40). С. 135.
  5. Басова, А.Г. Влияние современного развития здравоохранения на экономику России / А.Г. Басова // Проблемы науки. 2017. № 4 (17). С. 359.
  6. Белова, Н.И. Сельское здравоохранение: состояние, тенденции и проблемы / Н.И. Белова // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 405.
  7. Василенко, М.А. Основы развития предпринимательства в здравоохранении России / М.А. Василенко // Перспективы науки. 2017. № 8 (95). С. 515.
  8. Васильев, В.П. О материально — финансовом обеспечении здравоохранения / В.П. Васильев // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 650.
  9. Гегерь, Э.В. Актуальные вопросы совершенствования управления здравоохранением с использованием информационных технологий / Э.В. Гегерь // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 334.
  10. Горшкова, Л.В. Проблемы оценки эффективности затрат на здравоохранение / Л.В. Горшкова // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 6 (76). С. 478.
  11. Губайдуллина, А.Р. Организация взаимодействия органов государственной власти в управлении здравоохранением: основные проблемы / А.Р. Губайдуллина // Наука через призму времени. 2018. № 1 (10). С. 370.
  12. Гущина, Е.Ю. Механизм финансирования учреждений здравоохранения в решении социальных проблем / Е.Ю. Гущина //Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016.- № 10. — С. 432.
  13. Данилова, Г.В. Финансовое обеспечение учреждений здравоохранения / Г.В. Данилова // Наука и экономика. — 2014. — № 2. — С. 417.
  14. Дивеева, А.А. Проблемы управления здравоохранением: региональный аспект / А.А. Дивеева // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 13 (29). С. 205.
  15. Коробкова, О.К. Федеральная целевая программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации» система государственной поддержки продуцентов сферы услуг здравоохранения / О.К. Коробкова // Экономические науки. 2017. № 150. С. 374.
  16. Костина, В.В. Государственное финансирование системы здравоохранения в современной России / В.В. Костина // Вестник современных исследований. 2017. № 7-1 (10). С.210.