Государственное регулирование геодезической деятельности в Российской Федерации

№115-1,

экономические науки

В настоящее время в Российской Федерации все более актуальным становится вопрос, связанный с государственным регулированием геодезической деятельности. Наличие проблем государственного регулирования геодезической деятельности, связанных с широким внедрением новейших цифровых инновационных технологий оказывающих существенное влияние на формирование и совершенствование законодательства и в частности, нормативно-технических актов обуславливает необходимость разработки мер, направленных на совершенствование государственного регулирования геодезической деятельности.

Похожие материалы

Государственное регулирование геодезической и картографической деятельности– это система деятельности, которая должна обеспечивать качество выполняемых работ и услуг в сфере геодезии, а также ответственность участников рынка геодезических и картографических работ.

Ключевой фигурой в системе регулирования геодезической деятельности является непосредственно государство.

Правовое регулирование геодезической деятельности в Российской Федерации осуществляется на основе нормативных правовых актов и нормативно-технических документов различного уровня.

В настоящее время в отрасли геодезии и картографии работает порядка 130 тысяч специалистов, в том числе:

  • в центральном аппарате Росреестра и его территориальных органах- 401 человек,
  • в ФГБУ — 467 человек, из них 32 человека с ученой степенью,
  • в АО «Роскартография» — 5011 человек (рис.1).

Средний возраст государственных служащих и сотрудников — 50 лет. 38% гражданских служащих Росреестра, 28% сотрудников ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» и 26% сотрудников АО «Роскартография» не имеют профильного образования по группам специальностей «Геодезия», «Картография».

В настоящее время активно идет переход к оказанию государственных услуг Росреестра в электронном виде с целью повышения качества предоставления таких услуг.

В России до 2019 года наблюдалась негативная динамика рынка пространственных данных, вызванная кризисом 2014 года и резким повышением курса доллара, сказавшимся на стоимости оборудования для сбора и обработки данных. В последние годы отмечается незначительный рост сегментов, связанных с различными отраслями экономики (геологоразведка, транспортная инфраструктура, архитектура и исследования конъюнктуры рынка) (рисунок 1).

Реализация товаров и услуг по сегментам рынка пространственных данных (млн. рублей)
Рисунок 1. Реализация товаров и услуг по сегментам рынка пространственных данных (млн. рублей)

В результатах материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (в настоящее время Федеральный фонд пространственных данных) в 2016-2019 годах был установлен следующий состав геопространственных данных федерального уровня (таблица 1).

Таблица 1. Состав геопространственных данных федерального уровня

Вид геопространственных данных

Кол-во, млн ед.

Доля в фонде, %

Государственные топографические карты и планы

36,6

42,4

Государственные навигационные карты и планы

0,4

0,4

Каталоги координат, высот и отчетные материалы геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей

0,6

0,7

Первичные и производные материалы и данные дистанционного зондирования Земли

42

48,4

Другие материалы и данные

7,1

8,1

В таблице 2 отразим статистику обращений в портал государственных услуг Росреестра за 2017-2019 годы.

Таблица 2. Статистика обращений в портал государственных услуг Росреестра за 2017-2019 годы

Количество обращений

2017 год

2018 год

2019 год

Всего, тыс.

6982

15694

304569

- из них по геодезической деятельности

269

2065

5594

Как видно из таблицы 2, число обращений в портал государственных услуг Росреестра за последние годы увеличивается, однако занимают не такую большую долю в общем числе услуг, что говорит, конечно же, о необходимости совершенствования информационного и электронного взаимодействия.

Важным аспектом также в государственном регулировании геодезической деятельности является вопрос лицензирования данного вида деятельности в РФ.

Для получения лицензии на осуществление геодезических и картографических видов деятельности заявитель должен заплатить государственную пошлину, размер которой составляет 7500 рублей. Так, например, на территории Республики Башкортостан по линии лицензирования геодезических и картографических работ федерального назначения за 2017 год направлены в федеральный бюджет денежные средства в размере 6000 рублей, за 2018 — 21 500 рублей, а за 2019 год — 48500 рублей.

Всего количество организаций, имеющих лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение по состоянию на 1 января 2020 года составляет 12 лицензиатов.

На наш взгляд, к актуальным проблемам в сфере государственного регулирования геодезической деятельности можно отнести:

  • низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности;
  • несоответствие в настоящий момент мощностей и возможностей отрасли качественно удовлетворить возросшие требования к картографо-геодезическому обеспечению, обеспечить достаточную актуальность картографического обеспечения, удовлетворить в полной мере требования обороны и национальной безопасности страны;
  • проблемы создания высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации, вызванные необходимостью ее модернизации, технического и технологического преобразования в соответствии с тенденциями развития геодезии и картографии в мире;
  • проблемы, вызванные необходимостью дальнейшего развития государственного регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации с целью приведения нормативно-правового обеспечения функционирования отрасли в соответствие с решаемыми задачами в условиях осуществления модернизации, технического и технологического преобразования и организационной перестройки;
  • проблемы организационных преобразований в структуре отрасли и создания федеральных государственных учреждений и открытого акционерного общества, обеспечивающих выполнение государственных функций и оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, оптимизации участия государства в капитале коммерческих организаций.
  • проблемы, связанные с кадровым обеспечением.

На основе выявленных проблем определены направления по совершенствованию государственного регулирования геодезической деятельности в РФ:

  • совершенствование государственного управления топографо-геодезическим и картографическим обеспечением;
  • совершенствование нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области геодезии и картографии; развитие государственного картографо-геодезического фонда (ГКГФ);
  • совершенствование контрольно разрешительных форм государственного регулирования;
  • развитие системы топографо-геодезического и картографического обеспечения; развитие инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации;
  • совершенствование научно-технического обеспечения в области геодезии и картографии;
  • совершенствование кадрового обеспечения отрасли геодезии и картографии; расширение международной деятельности.

Таким образом, основной задачей государственного регулирования должно являться обеспечение свободы конкуренции в сфере регулирования, гарантированного уровня качества выполняемых работ, достоверности их результатов, безопасности производимой продукции. Наиболее подходящим способом государственного регулирования картографической деятельности представляется установление требований к создаваемым произведениям и осуществление контроля качества их изготовления. Несмотря на то, что в Российской Федерации достаточно внимания уделяется вопросам государственного регулирования геодезической деятельности, остаются проблемные аспекты, которые требуют более углубленного анализа и дальнейшего совершенствования.

Список литературы

  1. О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ//СПС «Консультант Плюс».
  2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 9 февраля 2009 г.№ 8-ФЗ //СПС «Консультант Плюс».
  3. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ//СПС «Консультант Плюс».
  4. Кнутов А.В. Лицензирование отдельных видов экономической деятельности: история развития и современное состояние — 2014. — №1. — С. 73-97.
  5. Официальный портал государственных услуг Российской Федерации.- Режим доступа:https://www.gosuslugi.ru/.
  6. Официальный портал АО «Роскартография».-Режим доступа:https://www.roscartography.ru/dlya-gosudarstva/edinaya-elektronnaya-kartograficheskaya-osnova-eeko/.