Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе как психолого-педагогическая проблема

№115-1,

педагогические науки

В статье раскрыт вопрос представлений дошкольников о сезонных измерениях в природе как психолого-педагогическая проблема.Выделены авторы, которые в своих работах исследовали данную проблему. Рассмотрены особенности представлений дошкольников о сезонных измерениях в природедетей дошкольного возраста, основные задачи формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях.

Похожие материалы

С давних времен созерцание движения светил на небе и происходящих в природе перемен привело к установлению понятий времени и жизненного срока, к возможности прогнозировать предстоящие события и принимать наиболее оптимальные решения. Именно накопление опыта наблюдений взаимосвязанных, циклически развивающихся перемен служит основанием для самовосприятия личности в масштабе шкалы времени. Такого опыта в силу малого возраста ещё лишены дошкольники, поэтому важной задачей образовательного процесса является организация специальной работы, направленной на то, чтобы помочь детям накопить такой опыт наблюдений, причем не просто накопить, но и выстроить логическую схему регулярной смены сезонных явлений, понять суть циклических процессов, происходящих в природе.

В последние десятилетия экологическое состояние нашей страны, да и планеты в целом, значительно ухудшилось. Тенденции к ухудшению экологического состояния планеты требуют от человечества глубокого понимания имеющихся проблем и осознанного отношения к ним. Одной из главных задач экологического воспитания на современном этапе является формирование у людей экологического сознания. Дошкольная образовательная организация, начиная с раннего возраста, ставит перед собой задачу: сформировать у детей осознанное отношение к объектам природы, которое позволит исключить причинение им какого-либо вреда.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для экологического развития детей. В этот период у ребенка формируется система знаний об окружающем мире, а также закладываются основы взаимодействия с ним. Дошкольник с огромным интересом: наблюдает за ростом и развитием живых организмов, растений, а также за неживыми объектами природы: опавшими листьями, снегом и прочим; опытно-экспериментальным путем выявляет закономерности взаимодействия между живой и неживой природой, или, иными словами, активно исследует окружающий его мир. Особый интерес для изучения представляют сезонные изменения в природе, определяемые как периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Именно знания об этих особенностях помогут ребенку проводить аналитико-синтетическую деятельность и сравнение, что, в свою очередь, заложит у старшего дошкольника предпосылки формирования логического мышления [7].

Большой вклад в теорию и практику методики ознакомления дошкольников с природой внесли В.Г. Грецова, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева идругие. Учеными делается акцент на развитие у дошкольников способности воспринимать красоту мира природы, с целью переживания им эстетических чувств. Свой вклад в развитие теории и методикиэкологического образования в этот период также внесли В.Г. Фокина и Н.А. Рыжова, в работах, которых утверждается о формировании гуманного отношения к миру природы у детей-дошкольников [4].

Проблема развития представлений о сезонных изменениях в природе у детей, ее природа, условия развития исследовалась мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков (Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, И. Кант, Я.А. Коменский, К. Маркс, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Шеллинг и др.), но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани.

В работах А. Валлона, А.А. Венгер, А.В. Запорожца, Г.Д. Лукова, С.Л. Рубинштейна рассматривались особенности понимания детьми причинности явлений и событий. Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром представлены в работах Н.В. Алешиной, Е.Н. Лебеденко, Н.В. Смирновой, Т. Шалимой и др. Изучением формирования у дошкольников временных представлений занимались такие исследователи, как Л.В. Гильманова, Е.Н. Лебеденко, А.М. Леушина, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Р. Чуднова, Е.И. Щербакова и др.

Как известно, сезонными изменениями в природе называют периодические явления,повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности [5]. Очевидно, чтоосновной проблемой для дошкольников при усвоении цикличности природных процессовявляется отсутствие у них доступного в памяти жизненного опыта о событиях,происходивших на уровне их понимания очень давно (месяц или тем более год назад). И,конечно, данная проблема разрешается накоплением такого опыта, то есть с возрастом,поэтому задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы способствовать сохранению впамяти ребенка такого опыта, помочь ему в установлении временных взаимосвязей исформировать полноценное грамотное представление об окружающем мире.

К счастью, процесс усвоения базовых знаний проходит в наиболее эмоциональноокрашенном периоде развития ребенка. Его открытость миру, доверчивость и отзывчивостьслужат хорошей основой для акцентирования внимания на определенных жизненныхсобытиях [1.]. Так, например, чувство сожаления и сострадания (например, когда осеньюзайкам сыро и холодно под промозглым дождем, а зимой на морозе птичкам труднодобывать корм) или переживание радости (весна пришла — снег растаял!) и красоты (летомвсё в цвету!) способствуют лучшему запоминанию времен года и их характеристик/

Основными задачами формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях (по Т.А. Серебряковой) являются:

  1. Расширение, конкретизация и обобщение представлений детей о характерных признаках сезонов года родного края.
  2. Развитие сенсорных способностей детей, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных.
  3. Воспитание позитивно-деятельностного отношения к природе родного края [8]

Как показывает практика, дети-дошкольники с трудом ориентируются в понятиях, связанных со временем, несмотря на их периодическую повторяемость (сезоны, месяцы, дни недели). Следует отметить, что в силу специфики возраста, дети воспринимают время линейно, цикличность процессов смены времен года ускользает от их понимания. Согласно учению И.П. Павлова, слабый раздражитель, растянутый во времени, для детей, познающих мир через эмоции, с трудом отслеживается их вниманием [6].

У ребенка отрывистые понятия о первых признаках времён года, очередности их наступления, зависимости жизни животных от перемен в неживой природе. Дети затрудняются в осмыслении того, что времена года идут один за другим, никак не прерываясь, и не заканчиваются на зиме. Им трудно осознать то, что грядущая, к примеру, весна — это не прошлая весна. Ребята не видят новизны, изменения [3].

А.М. Леушина говорит об потребности постоянной работы по формированию у дошкольников представлений о времени года. Так у ребенка старшего дошкольного возраста при нехватке систематической работы по ознакомлению с сезонами года формируются крайне неточные, фрагментарные понятия о календарном времени. Запоминание названий и очередности месяцев носит исключительно формальный характер, не сопряженный с формированием ключевых понятий о продолжительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Данные об отдельных временных обозначениях считаются неглубокими, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования ребенком временных мер во многом случайны, поскольку находятся в зависимости от того, каким конкретным содержанием наполняется каждое время года [2].

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе следует:

  • учитывать возрастные особенности и малый жизненный опыт;
  • предлагать эмоционально окрашенные знания, начиная от чувственного восприятия, а затем уже переходить к разумно-логическому объяснению;
  • исследовать объекты природы в сопереживательно-щадящем режиме;
  • формировать представление о правильном поведении, используя глаголы направленно-позитивного действия (с минимизацией отрицательно-запрещающих);
  • при общении с детьми тщательно подбирать слова и фразы.

Из вышеизложенного можно заключить, что проблема усвоения дошкольниками сезонных изменений в природе заключается в отсутствии у них жизненного опыта, доступного в памяти для сравнительного анализа. Однако определенными педагогическими приемами можно способствовать запоминанию ключевых событий или явлений, развитию памяти и осознанному отношению ребенка к закономерности процессов, происходящих в природе, установлению причинно-следственных взаимосвязей.

Список литературы

  1. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. — 2016. — №3. — С. 22.
  2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1974.
  3. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение,1992.
  4. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для пед. уч-щ / под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. — СПб.:Акцидент, 1998.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. — М.:Издательский центр «Академия», 2013.
  6. Полонский В.И. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высшая школа, 2004.
  7. Рихтерман Т.Д. К содержанию ознакомления детей со временем. (на основе изучения интересов детей) //Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. — Ленинград, 1978.
  8. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. вузов / Т.А. Серебрякова. — М.: Академия, 2006.