Совершенствование налогообложения некоммерческих организаций

№115-1,

экономические науки

Данная статья посвящена разработке рекомендации по совершенствованию процесса налогообложения некоммерческих организаций.

Похожие материалы

Разнообразие форм НКО и сфер деятельности, наличие различных способов и источников их финансовой поддержки, меняющееся законодательство и другие обстоятельства осуществления деятельности НКО являются предпосылками того, что вопросы налогообложения некоммерческих организаций не перестают быть актуальными.

Современное законодательство определяет НКО особое место. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций осуществляется на основании ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также другими специальными федеральными законами.

Статус деятельности НКО определяет и особенности их налогообложения.

Принцип налогообложения всех некоммерческих организаций, включая общественные объединения, в первую очередь зависит от наличия ведения предпринимательской деятельности. А именно — ведется ли параллельно с уставной деятельностью общественной организации любого рода предпринимательская деятельность, не противоречащая законодательству.

Наибольшее число проблем НКО связано с исчислением и уплатой трех налогов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций. В рамках данной статьи рассмотрим основные проблемы, возникающие у НКО при начислении данных налогов, а также направления совершенствования налогообложения некоммерческих организаций в РФ.

Как известно некоммерческие организации могут использовать общий или упрощённый режим налогообложения.

Если НКО использует упрощенный режим, то доходы от целевого финансирования в базу начисления налога не учитываются при определении ограничений на использований УСО.

НКО могут применять общий режим и упрощенную систему налогообложения (УСН). Перечень данных доходов определена письмом МинФина РФ. Но данные налоговые льготы возможны только при соблюдении нескольких условий, а именно:

Раздельный учет всех целевых поступлений и своевременного предоставления НКО отчета в налоговую об использовании данных средств.

Учет всех реализационных и внереализационных доходов.

В ст. 41 НК РФ установлено что доходом, может считаться лишь экономическая выгода НКО, выраженная в натуральной или денежной форме. Соответственно, поступления, которые не принесли НКО выгоды, не учитываются при налогообложении. Те же транзитные платежи не будут учитываться.

Документально подтвержденными могут считаться лишь те затраты, которые оформлены документально (договора, авансовые отчеты и т.д.). Под экономически обоснованными подразумеваются затраты, которые производятся в рамках, установленных нормативами и правовыми актами (суточные в командировке, нормы расходования ГСМ). Стоит, отметит, что все расходы должны производиться исключительно в пределах деятельности, целью которой является получение дохода

Так согласно статье 246 НК РФ все НКО, признаются плательщиками налога на прибыль.

При этом средства, безвозмездно поступающие НКО на их содержание и ведение уставной деятельности, при определении доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций не учитываются (251 НК РФ).

Кроме того, НК РФ предусмотрен особый порядок при налогообложении налогом на прибыль, в случае получения НКО средств целевого финансирования в виде грантов.

Как мы можем увидеть существует достаточно большое количество уточнений при налогообложении некоммерческих организаций.

Ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС все организации без какого-либо исключения. Поскольку некоммерческие учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. ст. 83, 84 НК РФ.

Таким образом, некоммерческие организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС, а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и не содержит положений об освобождении некоммерческих организаций от уплаты НДС.

При этом важно отметить, что некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут быть освобождены от обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Право на такое освобождение имеют некоммерческие организации, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб., что налоговые льготы могут касаться значительной части доходов НКО, но при этом возникает сложность с разделением доходов от основной деятельности НКО и доходов от второстепенной деятельности НКО. В качестве примера из практики можно привести реализацию НКО товаров, полученных на безвозмездной основе с целью получения средств, которые пойдут в счет основной деятельности НКО. (Продажа товара в рамках благотворительного аукциона и т.д.)

Фактически невозможно точно сказать к какому виду дохода относятся такие средства. Кроме того, очевидно, что возникновение подобных ситуаций открывает путь для реализации недобросовестными участниками некоммерческих организаций противозаконных схем, позволяющих уйти от налогообложения. Законодательство также не содержит подробных критериев, по которым можно было бы определить к какому виду доходов относятся те или иные полученные средства. В данном случае создается ситуация, когда с одной стороны некоммерческие организации вынуждены платить налог, при этом вырученные средства вроде как идут на уставную деятельность, а с другой стороны, имеет место огромные возможности для всякого рода злоупотреблений со стороны недобросовестных НКО.

Возможно решение такой проблемы находиться вне рамок налогового законодательства. Например, закрепление на законодательном уровне требований для некоммерческих организаций по созданию фонда, в который будут направляться все временно свободные средства указанной организации. При этом, необходимо сделать оговорку о том, что далее средства, накопленные в вышеуказанном фонде, могут быть использованы некоммерческими организациями исключительно на осуществление основной деятельности. В том случае, если такие средства были использованы для иных целей, то их сумма должна быть включена в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций на общих основаниях. Если же средства были использованы на осуществление деятельности, предусмотренной учредительными документами, то к ним применяются льготные условия по налогу на прибыль организаций.

Рассмотрим порядок оплаты налога на имущество НКО. Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухгалтерской отчетности. Общепринятая ставка данного налога — 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

Важным является и вопрос об имущественном налогообложении некоммерческих организаций. Затруднительным является контроль за использованием имущества для осуществления основной деятельности некоммерческой организации. Поэтому в отношении имущества необходимо установить налоговые льготы лишь для отдельных категорий некоммерческих организаций. К примеру, это могут быть организации, деятельность которых связана с поддержкой здравоохранения или с оказанием помощи детям-сиротам и инвалидам.

Подводя итого исследованию можно сделать вывод, что система налогообложения ГКО в России находиться в процессе активного реформирования и нуждается в дальнейшем законодательном регулировании с целью повышения эффективности налогообложения в стране и качества работы НКО.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). От 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // СПС «Консультант
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет и налогообложение в 2016 году. — М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2016. (Библиотека журнала "Бухгалтерский учет").
  4. Кулаков А.И., Грызунова Н.В. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/economy/12(27).pdf (дата обращения: 12.01.2020)