Исследование взаимосвязи между родительским воспитанием и конфликтным поведением ребенка

№115-1,

психологические науки

В статье представлено исследование взаимосвязи между родительским воспитанием и конфликтным поведением ребёнка на примере одной из школ города Каменки.

Похожие материалы

Актуальность исследования взаимосвязи между родительским воспитанием и конфликтным поведением ребенка вызвана рядом причин.

Во-первых, конфликт — это один из наиболее противоречивых феноменов.

Он представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон, поэтому, постоянно проявляется нечто новое, еще не изученное. В следствии этого, возникают определенные разногласия во взглядах и интересах.

Во-вторых, несмотря на то, что в литературе достаточно широко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о взаимосвязи воспитательных принципов родителей на уровень конфликтности и агрессивности подростка.

Поэтому нами было проведено исследование среди учеников 5 класса МОУСОШ №5 г. Каменки общим количеством 15 человек, целью которого послужило выявление отношений детей к родителям.

Прежде чем представить результаты эмпирического исследования, обратимся к определениям.

Детско-родительские отношения — это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху-вниз (диада „родители — ребенок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

Мы согласны с данным утверждением и считаем, что в настоящее время детско-родительские отношения являются помощником в формировании человеческой личности. Представленные ниже типы помогли нам в этом разобраться.

Обратимся к типам детско-родительских отношений. Всего выделяют три типа: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) попустительский.

Авторитарный тип. Здесь доминирующим звеном выступает родители. Они решают поставленные перед ребёнком задачи, не дают право выбора, ограничивают его во всех действиях и прибегают к жестким мерам. Для таких родителей допустимы физические методы наказания. Из-за такого воспитания у ребенка может сложиться чувство вины, страха, боязни перед родителями. Последствия принудительного воспитания могут привести к неуправляемости ребенка. Пассивность, вседозволенность, неорганизованность, упрямство, эмоциональная неустойчивость, кризисное состояние, — вот что ждет ребенка.

Демократический тип. В основе данного типа важную роль играет сотрудничество. Взаимопонимание и взаимоуважение — два главных качества, определяющих отношения в семье. Родители не ограничивают своего ребенка, а наоборот, поощряют его за какие-либо поступки, выполненные им самостоятельно. Родители принимают точку зрения ребенка, если его мысли осознанные и осмысленные, направленные в правильное русло; всячески стараются поддерживать, помогать и сопутствовать. Дети участвуют в семейных проблемах, обговаривают с родителями дальнейшие планы, способы их решения, а взрослые, в свою очередь, прислушиваются. Данный тип показывает, какими гармоничными и организованными могут быть отношения.

Попустительский тип. Этот тип характеризуется тем, что родители позволяют ребенку делать все, что он хочет. Не имея никаких запретов и ограничений, ребенок может спокойно «сесть на шею» родителям и ими манипулировать. Дети не выполняют тех требований и указаний, предъявленными взрослыми. Это дает нам ясно понять, что родители не способны контролировать поведение ребенка.

Общение, на котором основаны отношения между родителями и детьми, есть сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который заключается восприятии и понимании друг друга. Порою родителям трудно понять детей и для того, чтобы разобраться, нужно приложить все необходимые усилия для разрешения конфликта. Процесс общения между детьми и родителями предполагает личностный контакт, и он должен затрагивать глубокие чувства и переживания ребенка, его интересы и потребности.

Важно, чтобы дети в процессе детско-родительских отношений формировали представления друг о друге, пытались понять и найти общий язык, научились воспринимать друг друга.

Отсюда уже следует определение: межличностное восприятие — это формирование, понимание и оценка человека человеком. Образ, который возникает в сознании ребенка в результате межличностного восприятия, помогает ему вступать во взаимодействие, сотрудничать, налаживать отношений с родителями. Необходимо, чтобы ребенок понимал то, что делает.

От межличностных отношений и восприятия членов семьи напрямую зависит формирования личности у детей. Важно, чтобы родители относились к формированию доверительной атмосферы в семье с большим вниманием.

Согласно методике «Поведение родителей и отношение детей к ним» выделяются пять шкал: 1) позитивный интерес, 2) директивность, 3) враждебность, 4) автономность и 5) непоследовательность.

Шкала 1. Психологическое принятие матери мальчики-подростки видят критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в поддержке матери. Они не ждут от матери пассивного согласия с их мнением, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеское общение и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека и боятся показать, что отчаянно нуждаются в материнской ласке.

Шкала 2. Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней. Постоянные напоминания о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок-этим как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения.

Шкала 3. Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ребенок воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала 4. Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться.

Шкала 5. Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование таких психологических тенденций, как господство силы и покорность (в адаптивных формах), деликатность и подозрительность.

Используя полученные сведения, представится возможным выстроить определенную стратегию работы психолога с данными коллективами для создания наиболее благоприятной и комфортной обстановки в исследуемых группах, которая во многом обуславливает эффективность их групповой работы.

Обратимся к результатам исследования.

Рассмотрим результаты 5 класса. В данном коллективе преобладает шкала позитивный интерес (75%). Данные показатели мы объясняем тем, что большинство мальчиков нуждаются в помощи и поддержке матери. Они действительно уважают мнение матери и стараются во всем прислушиваться. Поэтому такой высокий показатель.

Следующее место занимают сразу три шкалы: враждебность, автономность и непоследовательность (15%).

Что касается враждебности, здесь ребенок представлен в роли соперника, противника. Он зажат, замкнут из-за эмоциональной холодности матери. Чувствует себя униженным в глазах окружающих.

Автономность представлена тем, что ребенок не воспринят как личность. Он обязан подчиняться матери, выполнять все ее прихоти, указы, то есть легко манипулируем. Чувствует себя неуверенным и слабым.

Непоследовательность проявляется в воспитании как некое чередование. Ребенок может быть и сильным, и слабым. Быть в подчинении и независимым. Поэтому однозначно говорить трудно, так как будут постоянные колебания в его действиях.

У меньшинства учеников 5 класса выявлена директивность (5%). Ребенок постоянно испытывает чувство вины перед матерью, потому что она дала ему жизнь, жертвует всем ради него. Школьник не чувствует себя полностью свободным в своих решениях, его мнение не востребовано матерью. Со стороны матери будут всевозможные недовольства в том плане, что ее чадо не соответствует «эталону ребенка».

Сравним результаты пяти групп.

Наиболее заметные сходства в результатах исследования проявились в количестве респондентов, которым в соответствии с используемой методикой был присвоен позитивный интерес.

Наименьшим количеством голосов преобладает директивность. Поэтому разница между первой и второй шкалой существенно отличается.

В заключении нужно отметить, что анализ диагностики взаимосвязи между родительским воспитанием и конфликтным поведением ребенка поможет улучшить детско-родительские отношения, т.к. он предоставляет педагогу реальную картину межличностных отношений.

Данная методика помогла выяснить, какие изменения в отношениях детей с родителями произошли. С помощью представленной диагностики мы выявили шкалу каждого ребенка и разобрались в том, какой тип шкалы является наиболее востребованным, а какой менее использованным. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа, проведенная с детьми и родителями, носит психологический характер.

Список литературы

  1. Егорова У.Г. Особенности родительско-детских отношений в семьях подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы воспитания и образования: Сб.науч.статей. — Вып. 12/ Под ред. М.Д.Горяжева. — Самара: 2012. — С.27-36.
  2. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
  3. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. — СПб., 2004. С.169-178.
  4. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Ред. и сост:. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта — М., 2000.