Оценка состояния региональной проектной деятельности в РФ

№115-1,

экономические науки

В работе проводится оценка состояния региональной проектной деятельности субъектов РФ путем применения индекса проектной деятельности. Проанализировано влияние применения проектной деятельности субъектами РФ на их инвестиционную привлекательность. Сделаны выводы об эффективности реализации поставленных национальных целей.

Похожие материалы

Современный подход к внедрению проектного управления на региональном уровне обуславливается утверждением национальных проектов в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Было выделено 9 национальных целей развития страны до 2024 года, которые направлены на решение социальных и экономических проблем. Достижение поставленных целей должно поспособствовать развитию регионов и страны в целом.

На рисунке 1 представлен перечень нацпроектов в разрезе приоритетных направлений развития РФ.

Национальные проекты, направленные на реализацию поставленных целей развития РФ до 2024 года. Источник: авторский, по материалам [1]
Рисунок 1. Национальные проекты, направленные на реализацию поставленных целей развития РФ до 2024 года. Источник: авторский, по материалам [1]

Достижение целей большинства национальных проектов, с учетом действующего разграничения полномочий между уровнями государственного управления, невозможно без участия регионов. В этой связи ежегодно в рамках мониторинга организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится оценка зрелости проектной деятельности. Объектом оценки зрелости является проектная деятельность в органах исполнительной власти. Инструментом такой оценки выступает расчет Индекса ПД [6].

Индекс проектной деятельности — это современный инструмент, который дает возможность определить качество системы управления регионов и федеральных министерств. В 2018 году стартовала пилотная оценка в которой приняли участие 15 федеральных министерств и 16 региональных правительств.

Оценка происходит путем определения более 200 критериев по 23 процессам. Далее независимые эксперты присваивают оценку в диапазоне от 0 до 5 баллов (в настоящее время высший балл ограничен 3 баллами в связи с начальным этапом внедрения проектного управления). Асессоры акцентируют свое внимание на практические показатели. На практике это выглядит следующим образом: 25% от присвоенных баллов составляет доля регламентной базы, остальные 75% приходят на оценку практических достижений.

В 2018 году в пилотную группу вошли регионы РФ, проектное управление которых характеризуется как активное, а также на территории которых разрабатываются и реализуются региональные проекты. Оценка проводилась на базе Федерального проектного офиса.

Рисунок 2 содержит информацию о регионах пилотной группы, которые вошли в топ-5 рейтинга по итогам оценки Индекса проектной деятельности.

Топ-5 регионов, активно внедряющих проектное управление, разрабатывающих и реализующих региональные проекты в 2017-2018 гг. Источник: авторский, по материалам [2]
Рисунок 2. Топ-5 регионов, активно внедряющих проектное управление, разрабатывающих и реализующих региональные проекты в 2017-2018 гг. Источник: авторский, по материалам [2]

Анализирую рисунок можно сделать вывод, что разрыв между значением индекса среди регионов незначительный. Однако, как уже было сказано выше, высший балл ограничен 2,27 баллами из 5 баллов. Поскольку проектное управление в регионах находится на начальном этапе внедрения и развития, полученные итоговые значения Индекса можно считать удовлетворительными.

Оценка проектной деятельности включает в себя 5 элементов, которые, в свою очередь, содержат процессы и подпроцессы. Перечень элементов и их основные процессы и подпроцессы представлены на рисунке 3.

Перечень элементов оценки проектной деятельности. Источник: авторский, по материалам [6]
Рисунок 3. Перечень элементов оценки проектной деятельности. Источник: авторский, по материалам [6]

В разрезе по основным элементам результаты пилотной оценки проектной деятельности в регионах получены следующие результаты (рисунок 4).

Рейтинг регионов пилотной группы по элементам оценки проектной деятельности. Источник: авторский, по материалам [2]
Рисунок 4. Рейтинг регионов пилотной группы по элементам оценки проектной деятельности. Источник: авторский, по материалам [2]

Согласно рисунку 4, максимальный разрыв среди элементов приходятся на «Управление стимулированием участников проектов» и составляет 1,69 балла. Регионы в остальных элементах оценки проектной деятельности получили относительно равные баллы.

Внедрение проектного управления в регионах рисунка 4 положительно сказалось на их инвестиционном климате. Так, по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2016-2019 гг. Белгородская область, получившая максимальный балл по оценке проектной деятельности, в 2016 году занимала вторую строчку в рейтинге, в 2017 году не вошла в топ-20, а уже в 2018 году поднялась до 11 места рейтинга. По итогам 2019 года Белгородская область занимает 8 место Национального рейтинга [7].

Объективно высокие результаты проектной деятельности регионов и страны в целом, достигаются посредством не только детализированной проработки целей, задач и мероприятий проектов, но и четко спланированному финансовому обеспечению нацпроектов. Так, на основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, был сформирован бюджет нацпроектов до 2024 года (рисунок 5).

Объем средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов в регионах РФ до 2024 года в разрезе целевых направлений, млрд. руб. Источник: авторский, по материалам [7]
Рисунок 5. Объем средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов в регионах РФ до 2024 года в разрезе целевых направлений, млрд. руб. Источник: авторский, по материалам [7]

Всего на реализацию национальных проектов планируется выделить до 2024 года 25,7 трлн. руб. Наибольшее финансирование приходится на нацпроекты, направленные на «Экономический рост» — 39,3 трлн. руб. (39,30%). Доля средств, которые планируется выделить на «Комфортную среду для жизни» составляет 9,9 трлн. руб., что 38,52% от общего бюджета. В свою очередь, на «Человеческий капитал» приходится 5,7 трлн. руб. (22,18%). Также, стоит отметить, что из бюджета субъектов, в общей сложности, планируется выделить 4,9 трлн. руб. (19,07%).

Таким образом, можно говорить о том, что региональная проектная деятельность в РФ находится на начальном этапе развития. Поставленные национальные цели являются мощным толчком для формирования проектной среды в регионах. Важным фактором является проработка органами власти всех этапов регпроектов, оценка результатов по ключевым показателям, а также грамотное распределение денежных средств на реализацию.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  2. Бадин А. Предварительные итоги оценки Индекса проектной деятельности [Электронный ресурс] // Центр проектного менеджмента, 2018 г. — Режим доступа: https://pm.center/upload/iblock/bb7/Индекс%20проектной%20деятельности%20вер%205.pdf
  3. Водолагина К.С., Езангина И.А. Проект как важнейший инструмент программно-целевого управления государства // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. № 1. — С. 92-98.
  4. Езангина И. А. Региональный кластерный подход как основа формирования инновационного потенциала государства // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 367.
  5. Езангина И.А., Хмурова Т.В. Перспективные инструменты проектного финансирования: современный взгляд // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — № 20. — C. 18-32.
  6. Методические рекомендации по оценке уровня зрелости организации проектной деятельности [Электронный ресурс] // — Режим доступа: https://pm.center/upload/Методрекомендации%20по%20оценке%20зрелости%20проектной%20деятельности.PDF
  7. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты [Электронный ресурс] // Москва, 2019 — Режим доступа: https://storage.strategy24.ru/documents/community/690a184bbfa68a649507fe2964c4537d.pdf
  8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив — Режим доступа: https://asi.ru/investclimate/rating/