Роль положительных и отрицательных эмоций в жизни человека

№115-1,

психологические науки

В статье представлено эмпирическое исследование эмоциональной сферы студентов первых, вторых, третьих курсов Пензенского государственного университета.

Похожие материалы

Темой этой работы является изучение роли положительных и отрицательных эмоций в жизни человека. Её актуальность обуславливается тем, что их значение понистине велико. Положительные и отрицательные эмоции сопровождают человека на протяжении всего жизненного пути. Эмоции — это наши спутники в материи. Через них выражается специфика активности людей. В контактах с окружающими по мимике, жестам, речевым интонациям можно судить о внутреннем состоянии и переживании собеседника, учитывать их в своих поступках, от чего во многом будет зависеть характер поведения и исход деловых и личных бесед. Более того, эмоции — самый сильный мотиватор, который управляет нашим желанием выжить, размножаться, общаться, поступать в соответствии с моральными законами. Это указывает на то, что эмоциональная сфера человека играет значимую роль. Именно поэтому выбранная для исследования тема являлась, есть и останется животрепещущей.

Для диагностики уровня влияния положительных и отрицательных эмоций на студентов ПГУ была проведена методика «Четырехмодальный эмоциональный опросник» [1, с.33-36]. Исследование проводилось среди студентов первого, второго, третьего курсов историко-филологического факультета общим количеством 20 человек. Прежде чем представить результаты эмпирического исследования, обратимся к определениям.

Эмоции — группа психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для его жизнедеятельности или реализации целей [2, с.110]

Ученые на протяжении многих веков неоднократно обращали внимание на то, что эмоции оказывают огромное влияние на здоровье человека в целом, в частности на его нервную систему.

Положительные эмоции (имеют высокую частоту) обогащают наше мышление и деятельность, вызывают хорошее настроение, повышают работоспособность, придают бодрости, помогают нашему иммунитету противостоять вирусам, микробам, различным болезням.

Негативные же эмоции (низкочастотные) отрицательным образом влияют на наш организм и могут даже спровоцировать развитие многих заболеваний. Неспроста ведь говорят: «Все болезни от нервов». Например, беспокойство вызывает расстройство ЖКТ, проблемы с сердцем, нарушения кровообращения, озноб; неуверенность — заболевания дыхательных путей, проблемы с осанкой, нарушения, мигрени; скука — депрессию, расстройство функций желчного пузыря, проблемы с кожей и волосами, пониженный иммунитет; ярость — проблемы с желудком, респираторные заболевания, проблемы с сердцем, проблемы с почками и мочевым пузырем, напряженность и судороги, рак.

В указанной выше методике — «Четырехмодальный эмоциональный опросник» — рассматриваются следующие модальности:

Радость. Преобладание этой эмоции характеризуется принятием окружающей действительности, согласием с собой, уверенностью в себе, приспособленностью к жизни.

Гнев. Доминирование этой модальности проявляется в высокой критичности к окружающим, потребности в превосходстве, высокой самооценке, повышенных притязаниях, что вызывает внутреннюю напряженность и тревогу.

Страх. Модальность, происходящая из ощущения собственной незащищённости, несостоятельности, отсюда высокая тревожность, внутреннее напряжение, что связано в первую очередь с неудачами в общении.

Печаль. Модальность, выражающаяся в отсутствии полной внутренней гармонии и слияния с миром, который. Предстает для людей этого типа эмоциональности как таящий непредвиденные осложнения и угрозу.

Обратимся к результатам исследования студентов ПГУ, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования методики Л. А. Рабиновича «Четырехмодальный эмоциональный опросник» (в %)

Эмоции

Пол

Девушки (кол-во испытуемых)

Юноши (кол-во испытуемых)

Общее количество испытуемых

Радость

20

15

35

Страх

15

5

20

Гнев

5

20

25

Печаль

10

15

35

Исходя из полученных данных, можно обнаружить, что равный процент студентов (35 %, то есть 7 человек) приходится на такие эмоции, как радость и печаль. Это свидетельствует о том, что в промежуток времени, когда проводилось исследование, испытуемые имели вышеуказанный эмоциональный фон. С чем это связано? Конечно же, с жизненной обстановкой, которая окружала каждого из них. Побеседовав со студентами, выяснилось, что причиной возникновения радости являлись отличные отметки по предметам, предстоящее день рождения, еда, хорошее известие. А вот печаль была вызвана предательством, долгами по учебным дисциплинам, неудачей в любви, проблемами во взаимоотношениях с родителями и друзьями. Рассмотрим теперь оставшиеся две модальности. Страх занимает по праву третье место среди указанных в методике эмоций (15%, то есть 3 человека), а гнев последнее, четвертое (5%, то есть 1 человек). Студенты также поделились причиной, послужившей пробуждению данного эмоционального состояния. Появление страха было связано с боязнью поссориться с любимым человеком и получить на практическом занятии отрицательные баллы из-за невыполненного домашнего задания, гнев же стал следствием плохих взаимоотношений с родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции играют огромную роль в жизни человека, в чем убедились в результате исследования, проведенного среди студентов. Именно эмоциям свойственна способность изменять восприятие окружающего мира от красочного и светлого к тёмному и хмурому и наоборот.

Список литературы

  1. Питанова М. Е. Психология человека: рабоч. тетр. / сост. М. Е. Питанова, И. В. Михалец. / Под ред. М. Е. Питановой. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. — 44 с.
  2. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум : учебник и практикум для СПО / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 274 с. — (Серия : Профессиональное образование).