Формирование исторического мышления учащихся как фактор успешной реализации современных стандартов исторического образования

№115-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается проблема формирования исторического мышления учащихся в процессе реализации стандартов исторического образования. Недостатки учебно-методических комплексов, недостаточная разработка методов использования операционной стороны содержания исторического образования не позволяют реализовать задачи, определенные ФГОС. При этом историческое мышление является базой для осмысления современных общественных явлений и позволяет учащимся адекватно воспринимать окружающую действительность, адаптироваться к условиям конкретных исторических обстоятельств, успешно пройти процесс социализации.

Похожие материалы

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» и новыми федеральными государственными образовательными стандартами обучающиеся начинают знакомиться с отечественной историей в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир»[1.с .7]. Также определенные исторические представления формируются у них в ходе изучения одного из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Следующий этап получения исторического образования (5–9 классы) осуществляется согласно программе основного общего образования в хронологической последовательности с учетом возрастных возможностей учащихся. Главная задача изучения истории на уровне получения основного общего образования — привить школьникам интерес к предмету.

На этапе получения среднего общего образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического анализа исторического процесса, исторического мышления и научного мировоззрения.

Однако участники образовательного процесса в ходе реализации ФГОС в области исторического образования столкнулись с рядом проблем. Часть из них связана с недостатками учебно-методических комплексов, которые не соответствовали требованиям системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

В то же время среди проблем современного исторического образования справедливо будет признать и следующую: при достаточно четком определении содержания образования (ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего общего образования, Историко-культурный стандарт) недостаточно разработаны и обоснованы методы использования операционной стороны данного содержания. Это напрямую связано не только с качеством усвоения исторической информации, базовых знаний и представлений о закономерностях исторического развития, но и приобретением компетенций имеющих приоритетное значение для развития и воспитания личности обучающихся, усвоения гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур [2].

Для решение данной проблемы мы должны сфокусировать наше внимание на формировании исторического мышления, которое является базой для осмысления сущности современных противоречивых общественных явлений поликультурного, полиэтнического и многоконфессионального мира, на основе изучения исторического опыта России и человечества.

Безусловно, частью содержания исторического образования является и сам операционный аппарат, который необходим для успешной познавательной деятельности развития умений искать, анализировать, сопоставлять и объективно оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

И.Я. Лернер обращал внимание на то, что «операционная часть деятельности ученика зависит от накопленного им фонда мыслительных операций, которым он научился стихийно или в процессе обучения» [3. с.5].

Систематическая работа с историческим материалом, а это документы, произведения искусства, артефакты, карты и т.д., требует владения методами исторического познания, в частности анализа, что во многом определяет формирование и развитие исторического мышления, о необходимости формирования и развития которого писали историки В.О.Ключевский, А.И.Данилов и др.

Понятие «мышление» определяется как опосредованное и обобщенное отраженное отражение действительности в понятиях средствами аналитико-синтетической деятельности[3. с.8]. Мышление обладает таким качеством как конкретность, следовательно, базируется на конкретном содержательном материале, ориентированном на прошлое, настоящее и прогнозированное будущее. Эти элементы связанны системой причинно-следственных связей, выявление которых является одной из ключевых компетенций, осваиваемой в процессе развития исторического мышления.

Ежегодный анализ результатов ЕГЭ по истории показывает, что выявление причинно-следственных связей вызывает определенные сложности.

Во-первых, приводимые причинно-следственные связи имеют неполную формулировку и поэтому являются спорными с исторической точки зрения. Например: «Подписание Тильзитского мира привело к началу Отечественной войны 1812 г.» Очевидно, что предпосылкой Отечественной войны было не само подписание Тильзитского мира, а его условия (например, присоединение России к континентальной блокаде), которые разжигали противоречия между Россией и Францией и тем самым подталкивали страны к большой войне друг с другом. Без этого уточнения причинно-следственная связь непонятна, даже спорна с точки зрения логики (заключение мира привело к войне) [4. с. 22].Во-вторых, учащиеся не могут представить причинно-следственные связи в явном виде. И.А.Артасов анализируя итоги ЕГЭ 2019 г. приводит следующий пример: «… одним из последствий крещения Руси стало развитие культуры Руси, в том числе храмовой архитектуры. Многие выпускники в одной части сочинения указывали крещение Руси, а в другой писали, что при князе Владимире Святославиче развивалась храмовая архитектура, в частности была построена Десятинная церковь в Киеве, и при этом они не обозначали связь» [4. с. 22].

Прослеживается еще одна тенденция в написании исторических сочинений. Часть выпускников, стремясь получить высокий балл за историческое сочинение, заучивает заранее подготовленные тексты-шаблоны по периодам истории, которые могут встретиться на экзамене. Часть из них находится в открытом доступе — в банке заданий на официальном сайте ФИПИ, сочинения публикуются в различных сборниках, продаются в сети «Интернет».

Здесь возможны две проблемы. Во-первых, заученный текст может не соответствовать критериям проверки исторического сочинения. Во-вторых, предложенный текст готовых шаблонов не всегда понятен выпускникам и в условиях стрессовой ситуации может быть воспроизведен с фактическими ошибками, неточностями.

Интересен факт, что подобную практику используют участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, когда пытаются заучить материал для наиболее часто встречающихся тем. Если участник олимпиады делает осознанно — данная тактика приносит определенный результат. Но при слабом знании исторического процесса — результаты соответствующие.

И.А.Артасов отмечает, что заучивание сочинения для экзамена отличается, например, от заучивания текста учебника, которое иногда используется учениками в процессе обучения. В учебнике материал излагается системно, последовательно. Заученное же сочинение представляет собой вырванный из контекста исторический материал. Чем выпускник хуже знает историю, тем у него меньше шансов корректно изложить заученный текст [4. c. 24].

Ученик должен быть включен в процесс активной мыслительной деятельности, так как данная деятельность является не только способом постижения истины, но и источником формирования, как исторического мышления ученика, так и его личности в целом.

Материалы по отечественной истории имеют огромный воспитательный потенциал. Акцентируя внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Великой Отечественной войне, историю которой пытаются переписать в ряде стран, важно рассматривать подвиг народа, как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества, помнить, что гордость военными победами предков — неотъемлемая часть отечественного исторического сознания.

Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению огромных территорий, создание науки и культуры мирового значения. Ключевым звеном исторического образования должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса [1. c.6].

Особую роль в становлении личности ученика, формировании его исторического мышления играет учитель. Его поведение, манера изложения материала, умение комбинировать различные методы обучения, дозирование, структурирование материала — все это формирует базу для развития исторического мышления, а дальнейшая мыслительная активность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности способствует достижению задач исторического образования, одной из которых является воспитание уважения к историческому наследию народов России, восприятие «диалога культур», который приобретает особое значение в период глобализации.

И.Я.Лернер отмечает, что «надо научить учащихся пониманию причин и следствий, целей и средств, части и целого, общего и частного, необходимого и случайного, абсолютного и относительного, предмета и его качества, субъекта и объекта действия» [3. c.84].

Безусловно, процесс формирования исторического мышления длительный и на каждом этапе формируются отдельные его черты, которые при грамотной работе учителя и наличии позитивных факторов конкретного образовательного пространства становятся системой, позволяющей адекватно воспринимать окружающую действительность, адаптироваться к условиям конкретных исторических обстоятельств, успешно пройти процесс социализации.

И.Я.Лернер определяет историческое мышление как умственную деятельность человека, обращенного на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего [3.c. 22]. При этом важно отметить, что мы должны вооружить ученика необходимым набором методов исторического познания, которые помогут ему объективно оценить исторические реалии, отказавшись от элементов фальсификации исторических фактов. Именно исторический факт, рассмотренный во всем многообразии связей и закономерностей, играет важнейшую роль в формировании исторического мышления. Таким образом, справедливо будет отметить, что отправной точкой данного процесса является освоение конкретного фактического материала, который включает знание терминов, имен исторических персоналий, их роль в истории, названий конкретных явлений, процессов, хронологию событий, картографические представления и т.д.

Процесс накопления данного материала продолжителен. Начинается он раньше, чем само изучение предмета «История». Первые сведения по истории ребенок получает в дошкольном возрасте, спектр знаний расширяется в начальной школе.

И.В.Гиттис определила следующие черты исторического мышления у учащихся начальных классов: 1) выделение исторических фактов и явлений, 2) идея развития и этапов, 3)осознание смены порядков, 4) осознание последовательной связи событий и явления, 5) осознание причинно-следственной связи, связи по сходству и различию, 6) сознание регулярности связей, 7)подведение нескольких понятий под одно общее понятие [5. c.18].

В начальной школе ребенок приобретает первичные навыки работы с различными источниками информации. В процессе обучения начинается процесс накопления систематизированных (на соответствующем уровне) знаний, социального опыта, в том числе проектной деятельности, формируются первичные исторические представления, которые при соответствующем профессиональном подходе к организации учебной деятельности ребенка становятся основой исторического мышления.

На этапах основного и среднего общего образования оно приобретает новые качества, которые соответствую возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

И.Я.Лернер отмечает следующие особенности исторического мышления: 1) умение описать общественное явление или событие, правильно отобрав характерные для него черты и факты; 2) выделение причин возникновения любого общественного явления; 3) стремление к определению условий, сопутствующих историческому явлению и их взаимосвязанности; 4) сознание преходящего характера всякого исторического явления, их исторического значения; 5) осознание многообразия конкретного проявления закономерностей истории; 6) поиск тенденции развития заложенной в каждом историческом явлении; 7) поиск социальных мотивов определяющих деятельность общественных групп или отдельных лиц; 8) оценка исторических явлений с позиций степени их прогрессивности; 9) интерес к сопоставлению прошлого и настоящего; 10) умение извлекать из фактов прошлого уроки истории [3.c. 19].

Следует отметить, что историческое мышление не является некой субстанцией. Это, прежде всего, система взаимосвязанных компонентов, которые взаимосвязаны, могут взаимозаменять и взаимодополнять друг друга.

Компонентами исторического мышления И.Я.Лернер называет способы аналитико-синтетического мышления, реализующиеся посредством логических действий на предметном содержании истории, основные принципы мышления, опыт творческой деятельности, основные идеи материалистического понимания истории [3.c. 30 ].

Данные компоненты формируются и развиваются в процессе активного освоения социальной реальности, которое возможно только при системно-деятельностном подходе к организации обучения.

Было бы ошибкой утверждать, что образовательное пространство школы в рамках школьного урока истории позволит в полной мере сформировать историческое мышление. Для этого нужен целый спектр социальных практик, способствующих получению социального опыта и актуализации полученных знаний. Ученики должны научиться с помощью определенных методологических приемов определять тактику своего поведения при решении конкретных проблем, анализе социальных фактов и явлений.

Особую роль играет творческое мышление ученика, позволяющее отойти от репродуктивного отражения и воспроизведения исторического материала, и путем самостоятельного поиска, решения проблемной ситуации, проектной или исследовательской задачи получить новые для себя знания, компетенции. Очень важно при этом учитывать, что предлагаемые познавательные задачи должны быть различными как по содержанию, так и по форме.

Современные методы преподавания истории подразумевают мотивацию учеников к активной познавательной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В арсенале участников образовательного процесса учебники, книги для чтения, хрестоматии, атласы, контурные карты, рабочие тетради, большой выбор контрольно-измерительных материалов, активно применяются информационно-коммуникативные ресурсы.

Образовательные порталы предлагают широкий спектр различных вебинаров, виртуальных курсов, способствующих успешному. Вот перечень курсов, представленных на портале «Фоксфорд»: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истории, пробный вариант ЕГЭ по истории, курс по истории для 5 класса (базовый уровень), курс по истории для 6 класса (базовый уровень), курс по истории для 7 класса (базовый уровень), курс подготовки к ОГЭ по истории 9 класс, интенсивный курс подготовки к ДВИ в МГУ по истории, курс по истории для 9 класса (базовый уровень), курс по истории для 8 класса (базовый уровень), курс по истории для 11 класса (базовый уровень), курс подготовки к ЕГЭ по истории 10 класс, курс подготовки к ЕГЭ по истории 11 класс, консультации для абитуриентов МГУ-2020 по истории, премиум-курс подготовки к ДВИ в МГУ по истории.

В этих условиях миссия учителя — способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций.

Для организации систематической продуктивной деятельности учащихся в данном направлении целесообразно использовать коллективные формы работы разновозрастных творческих объединений на базе школьных кабинетов истории, школьных музеев, деятельность которых активно поощряется.

Все это должно формировать у учащихся историческое мышление, позволяющее им сформулировать ценностные ориентации направленные на воспитание патриотизма, гражданственности, осознание того, что в историческом прошлом России были достижения и успехи, но также ошибки и просчеты. Следует уделять особое внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления, исключая любые проявления экстремизма. И опять же вполне обоснованно это реализовывать в процессе совместной продуктивной деятельности творческой лаборатории.

Таким образом, историческое мышление учащихся, формирующееся в процессе изучения дисциплин общественно-научной направленности и реализации различных социальных практик не только цель обучения, но и средство получения исторического образования. При этом обеспечивается системность и логика в понимании процессов, происходящих в общественной жизни. Историческое мышление позволяет осознать закономерности развития исторических событий, использовать данные компетенции в планировании своей деятельности и оценке ее результатов и последствий.

Список литературы

  1. Историко-культурный стандарт
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644.
  3. Лернер И.Я. Развитие мышления у учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.
  4. Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по истории — 2019
  5. Гиттис И.В. О психологии усвоения истории школьниками. — Начальная школа, 1964, № 5. Стр 18.