Резервы федерального бюджета как инструмент стабилизации государственных финансов и развития экономики

№115-1,

экономические науки

В статье рассматриваются резервы федерального бюджета как инструмент стабилизации государственных финансов и развития экономики. Данная тема является достаточно своевременной, затрагивающей актуальную проблему для Российской Федерации. В статье даны предложения по стабилизации государственных финансов и развитию экономики.

Похожие материалы

В условиях нарастающего социально-экономического кризиса в России обсуждается, как с ним бороться и как смягчить его последствия. Идей и предложений очень много, как бюджетные субсидии предприятию, прямые выплаты заработной платы и ушедшие на «каникулы» сотрудники, сокращение или даже отмена налогов компаниями из разных секторов экономики (по крайней мере, в период кризиса), списание с бизнеса ранее выполненных (до кризиса) обязательств по кредитам и налогам, введение платежных карт, снижение процентных ставок по кредитам, введение налоговых и кредитных каникул (отсрочка погашения обязательств во время кризиса) и так далее. Но в конечном итоге все эти меры должны быть обеспечены за счет резервов федерального бюджета, которые власти накапливали на протяжении многих лет. Именно в этом отражается актуальность данной темы.

Резервы федерального бюджета России представлены международными резервами Российской Федерации и Фондом национального благосостояния.

Международные резервы страны представляют собой ликвидные активы в распоряжении Банка России и Правительства РФ. Используются для финансирования дефицита платежного баланса, воздействия на обменный курс валюты путем интервенций, оплаты внешних займов, расчетных операций с другими государствами, выплат по социальным обязательствам[2].

Другими словами, можно сказать, что международные резервы — это подушка безопасности страны, а золотовалютными резервами являются международные резервы под управлением Банка России.

Международные резервы включают в себя валютные резервы и монетарное золото. Монетарное золото — золотые слитки и монеты с пробой металла не ниже 995/1000. Валютные резервы состоят из иностранной валюты, счета в СДР и чистой позиции в Международном валютном фонде [2].

В таблице 1 представлены ежемесячные значения международных резервов Российской Федерации на начало 3 марта в периоде с 2010 по 2020 годы.

Таблица 1. Ежемесячные значения международных резервов Российской Федерации на начало отчетной даты, млн долл. США [10].

Дата

Международные резервы

Валютные резервы

Доля валютных резервов, %

Монетарное золото

Доля монетарного золота, %

01.03.2020

570 381

450 629

79,00

119 752

21,00

01.03.2019

482 610

390 969

81,01

91 641

18,99

01.03.2018

453 644

373 062

82,24

80 582

17,76

01.03.2017

397 334

330 472

83,17

66 863

16,83

01.03.2016

380 544

323 275

84,95

57 269

15,05

01.03.2015

360 221

313 431

87,01

46 790

12,99

01.03.2014

493 326

448 738

90,96

44 588

9,04

01.03.2013

526 172

475 650

90,40

50 522

9,60

01.03.2012

513 978

463 810

90,24

50 168

9,76

01.03.2011

493 835

458 045

92,75

35 790

7,25

01.03.2010

436 775

413 334

94,63

23 441

5,37

Таким из таблицы 1 можно сделать выводы что объем международных резервов Российской Федерации рос практически каждый месяц, однако за исключение кризисных 2014-2016 годов. На существенное снижение объема международных резервов в 2014-2016 годах повлияли санкции, введенные США и Европейским Союзом против России.

Отмечается значительное снижение объема золотовалютных резервов России в 2014 году, который составил почти 25%. В то время очень много ресурсов было потрачено на валютные интервенции для поддержания курса рубля. Сокращение объема золотовалютных резервов за счет сокращения их структуры валютных активов обязано обеспечить гарантии, к которым ЦБ и правительство вынуждены были прибегнуть в условиях ужесточения условий антироссийских санкций.

Кроме того, стоит отметить, что большую часть международных резервов Российской Федерации занимают валютные резервы. Таким образом из приложения А таблицы 1 можно отметить следующее соотношение валютных резервов с монетарным золотом:

  • на 1 марта 2010 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 94,63 %, а монетарное золото 5,37 %;
  • на 1 марта 2011 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 92,75 %, а монетарное золото 7,25 %;
  • на 1 марта 2012 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 90,24 %, а монетарное золото 9,76%;
  • на 1 марта 2013 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 90,40 %, а монетарное золото 9,60%;
  • на 1 марта 2014 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 90,96 %, а монетарное золото 9,04 %;
  • на 1 марта 2015 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 87,01 %, а монетарное золото 12,99 %;
  • на 1 марта 2016 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 84,95 %, а монетарное золото 15,05 %;
  • на 1 марта 2017 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 83,17 %, а монетарное золото 16,83 %;
  • на 1 марта 2018 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 82,24 %, а монетарное золото 17,76 %;
  • на 1 марта 2019 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 81,01%, а монетарное золото 18,99%;
  • на 1 марта 2020 года валютные резервы от общего объема международных резервов Российской Федерации составили 79 %, а монетарное золото 21 %;

Однако на основании приведенных выше данных можно сделать вывод, что соотношение валютных резервов к монетарному золоту постоянно меняется в течение последних 10 лет, за исключением кризисных годов. Таким образом, это соотношение имело тенденцию к незначительному увеличению монетарного золота. Так на 1 марта 2010 года объем монетарного золота от общего объема международных резервов Российской Федерации составил 7,25 %, а на 1 марта 2020 года данный показатель увеличился и стал составлять 21%. Данная ситуация объясняется тем, что влиянием множества факторов, в том числе значительное повышение цены на золото и стремление Банка России увеличить долю золота в международных резервах.

В таблице 2 представлены ежемесячные значения международных резервов Российской Федерации на начало отчетной даты в период с 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года.

Таблица 2. Ежемесячные значения международных резервов Российской Федерации на начало отчетной даты, млн долл. США [3].

Дата

Международные резервы

Валютные резервы

Монетарное золото

01.04.2020

563 473

443 634

119 840

01.03.2020

570 381

450 629

119 752

01.02.2020

562 306

446 488

115 818

01.01.2020

554 359

443 983

110 376

01.12.2019

542 029

436 132

105 896

01.11.2019

540 917

433 015

107 903

01.10.2019

530 923

423 077

107 846

01.09.2019

529 083

419 606

109 477

01.08.2019

519 797

417 874

101 923

01.07.2019

518 363

418 086

100 278

01.06.2019

495 232

405 351

89 882

01.05.2019

491 088

401 080

90 008

01.04.2019

487 803

397 792

90 011

Таким образом исходя из данной таблицы можно сделать выводы, что большую часть международных резервов Российской Федерации составляют валютные резервы, а монетарное золото составляет примерно одну пяту часть от международных резервов.

Кроме того, стоит отметить, что в период с 1 апреля 2019 года по 1 марта 2020 года международные резервы Российской Федерации с каждым месяцем увеличивались. Однако на 1 марта 2020 года международные резервы сократились на 6908 млн. долл. США, это обусловлено со сложной сложившейся ситуацией как в Российской Федерации, так и во всем мире.

Плачевное положение российского бюджета подтверждает и то, что по сообщениям ЦБ всего лишь за одну неделю марта Россия потеряла 5,1% своего резерва. Сейчас в распоряжении ЦБ находятся только $ 551.2 млрд и при сохранении таких низких цен на нефть денег надолго не хватит. Также колоссальные средства уйдут на обеспечение нерабочей недели, и в случае введения ЧП расходы разорят золотовалютный резерв [8].

Кроме того, с 13 по 20 марта Банк России потратил 47 млрд руб. ($0,63 млрд) собственных резервов в рамках «упреждающих» продаж валюты по бюджетному правилу. Эти продажи ЦБ начал 11 марта в целях снижения курсовой волатильности, не дожидаясь Минфина, который приступит к таким плановым продажам с апреля [6].

С 19 марта ЦБ дополнительно продает валюту, полученную от Минфина за долю в Сбербанке, но только если котировки российской нефти Urals опускаются ниже $25 за баррель. 27 марта баррель Urals оценивался в $19,12 (по данным Reuters) [6].

В таблице 3 представлена структура валютных резервов Российской Федерации.

Таблица 3. Валютные резервы Российской Федерации [3].

Дата

Валютные резервы, млн долл. США

Иностранная валюта, млн долл. США

Доля иностранной валюты, %

Счет в СДР, млн долл. США

Доля счета СРД, %

Резервная позиция в МВФ млн долл. США

Доля резервной позиции в МВФ, %

01.03.2020

450 629

440 019

97,65

6 671

1,48

3 940

0,87

01.03.2019

390 969

380 767

97,39

6 770

1,73

3 431

0,88

01.03.2018

373 062

363 348

97,40

6 987

1,87

2 728

0,73

01.03.2017

330 472

320 921

97,11

6 532

1,98

3 019

0,91

01.03.2016

323 275

313 465

96,97

6 662

2,06

3 149

0,97

01.03.2015

313 431

302 311

96,45

8 011

2,56

3 110

0,99

01.03.2014

448 738

435 565

97,06

8 805

1,96

4 368

0,97

01.03.2013

475 650

462 372

97,21

8 616

1,81

4 662

0,98

01.03.2012

463 810

450 848

97,21

8 847

1,91

4 116

0,89

01.03.2011

458 045

447 175

97,63

8 936

1,95

1 934

0,42

01.03.2010

413 334

402 750

97,44

8 700

2,10

1 884

0,46

Таким образом исходя из таблицы 3 можно сделать вывод о том, что большую долю валютных резервов Российской Федерации составляет иностранная валюта, на 1 марта 2020 года данный показатель составил 97,65 % от общего объема валютных резервов или же 450 629 млн долл. США.

Что касается счета СДР, то он за анализируемый период составлял примерно 2,56 % — 1,48 %. Так на 1 марта 2020 года доля счета СРД от валютных резервов Российской Федерации составила 1,48 % или же 6 671 млн долл. США.

Резервная позиция в МВФ составляет наименьшую долю от резервов Российской Федерации. Таким образом на 1 марта 2020 года данный показатель составил 0,87 % или же 3940 млн долл. США.

Кроме того, следует отметить, что в период с 1. апреля 2019 года по 1 марта 2020 года международные резервы Российской Федерации увеличивались с каждым месяцем. Однако, начиная с 1 марта 2020 года международные резервы сократились на 6,908 миллиона долларов из-за сложной текущей ситуации в Российской Федерации и во всем мире.

Таким образом, можно сделать вывод, что международные резервы Российской Федерации уменьшились под преобладающим влиянием отрицательной валюты и переоценки рынка. На сокращение российских резервов повлияло также подорожание доллара США по отношению к другим мировым валютам, снижение цен на государственные облигации Франции, Германии и Китая, которые, вероятно, находятся в портфеле Банка России.

Однако исходя из выше представленных данных можно сделать вывод о том, что соотношение валютных резервов и монетарного золота на протяжении 10 лет постоянно изменялось за исключением кризисных годов. Таким образом данное соотношение имело тенденцию небольшого увеличения монетарного золота. Так на 1 марта 2010 года объем монетарного золота от общего объема международных резервов Российской Федерации составил 7,25 %, а на 1 марта 2020 года данный показатель увеличился и стал составлять и стал составлять 21%. Причиной данных изменений стало действие нескольких факторов, в числе которых значительный рост цены на золото и стремление Банка России увеличить долю золота в составе международных резервов.

Что касается фонда национального благосостояния, то он является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации [4].

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации [1].

В таблице 4 представлен объем Фонда национального состояния, исходя из которой можно сделать выводы об объемах ФНБ. По состоянию на 1 марта 2020 г. объем ФНБ составил 8 249,59 млрд. рублей, или 7,3% ВВП, в то время как 1 марта 2019 года объем ФНБ составил 3 887,88млрд. рублей, или 3,6% ВВП.

Таблица 4. Объем Фонда национального благосостояния [5].

Дата

в млрд. долл. США

в млрд. рублей

в процентах к ВВП

01.03.2020

123,4

8 249,59

7,3%

01.02.2020

124,38

7 840,55

6,9%

01.01.2020

125,56

7 773,06

6,9%

01.12.2019

124,00

7 946,22

7,3%

01.11.2019

124,46

7 949,61

7,3%

01.10.2019

123,07

7 927,69

7,3%

01.09.2019

122,88

8 170,49

7,5%

01.08.2019

124,14

7 867,70

7,3%

01.07.2019

59,66

3 762,96

3,5%

01.06.2019

58,74

3 821,72

3,5%

01.05.2019

58,96

3 814,44

3,5%

01.04.2019

59,14

3 828,25

3,5%

01.03.2019

59,13

3 887,88

3,6%

По итогам марта Минфин сообщил, что ликвидная часть ФНБ в виде денежных средств на текущих счетах в Банке России сократилась с $ 150,1 млрд до $ 142,7 млрд, т. е. на 4,9%. Грубо говоря, одна двадцатая часть Фонда была трачена за месяц. [9].

Уровень расходования средств фонда резко возрастает по сравнению с мартом прошлого года. Первоначальная программа помощи населению и бизнесу, разработанная в начале прошлого месяца, была оценена всего в 300 миллиардов рублей. Тогда программа была увеличена до 1,4 трлн рублей. Но это, как выясняется, очень мало. Только в апреле эксперты оценивают потери в экономике в размере 2-4 трлн рублей. Таким образом, объем финансовой помощи (для борьбы с кризисом и устранения его социальных последствий) должен быть сопоставим с предполагаемыми потерями [9].

Если говорить о доходах от размещения средств Фонда национального благосостояния, поступивших в федеральный бюджет в 2019 году, то доходы от размещения активов фонда в разрешенные финансовые активы составили 95 178,6 млн евро (в том числе проценты по валютным счетам в Банке России — 42 460,8 млн, доходы от инвестиций в прочие финансовые активы — 52 717,8 тыс. рублей)

Кроме того, следует отметить, что раньше проблема погашения и обслуживания внешних долгов не была острой для России, поскольку можно было обеспечить погашение обязательств новыми кредитами. Однако в ближайшие время Россия не сможет привлечь новые кредиты и займы на мировом финансовом рынке. Это объясняется тем, что экономический кризис приобрел глобальные масштабы. Однако в то же время Российская Федерация должна будет полностью выполнить все свои обязательства по международным долгам. Это создает очень неприятную ситуацию для страны. Исходя из этой ситуации, можно предположить, что выплаты для погашения внешнего долга федеральных властей будут производиться из резервов федерального бюджета Российской Федерации.

В настоящее время в целях стабилизации государственных финансов и развития экономики необходимо обеспечить рынки необходимой рублевой и денежной ликвидностью, а также при необходимости использовать регулятивные меры, способствующие адаптации финансовых организаций к динамично меняющимся рыночным условиям. Правительство может использовать резервы федерального бюджета для обеспечения первоочередных потребностей в расходах, а также стоит увеличить лимит государственных гарантий.

Таким образом можно сделать обобщающий вывод о том, что резервы федерального бюджета Российской Федерации являются одним из важнейших инструментов стабилизации государственных финансов и развития экономики. Это обусловлено тем, что благодаря резервам федерального бюджета государству будет легче преодолеть кризис, а также ликвидировать его социальные последствия.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/c2fa38ce04d04504285b486e01f7c0bcc9a56d5b/
  2. Итоги года. Как изменились международные резервы РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/itogi-goda-kak-izmenilis-mezhdunarodnye-rezervy-rf
  3. Международные резервы Российской Федерации. Банк России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/
  4. Минфин. Фонд национального благосостояния. Предназначение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/mission/
  5. Минфин. Фонд национального благосостояния. Статистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/?id_65=27068-obem_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya
  6. Резервы ЦБ за неделю упали почти на рекордную величину [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/03/2020/5e7e74699a7947185cf9f205
  7. Фонд национального благосостояния. Откуда в нем деньги и как их используют [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/7910359
  8. Экономика. Золотовалютные резервы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://svpressa.ru/economy/article/261346/
  9. Экономика. Резервы федерального бюджета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://svpressa.ru/economy/article/262201/