Особенности изучения раздела «Гражданская оборона» на уроках ОБЖ

№115-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается важность изучения данной дисциплины для обеспечения безопасного существования, воспитания патриотизма и ответственности каждого перед обществом и природой.

Похожие материалы

Живя в 21 веке, человек каждый день сталкивается с множеством опасностей, так или иначе угрожающих его жизни — это могут быть аварии техногенного характера, природные катастрофы, терроризм, присутствует также большой риск получения травм в обычной, бытовой среде. Ситуации, в которых человек должен знать как себя вести и что предпринять для обеспечения своей безопасности, существует немало и именно для этого необходимо изучать предмет ОБЖ.

Любое государство на современном этапе понимает важность данной дисциплины для обеспечения безопасного существования, воспитания патриотизма и ответственности каждого перед обществом и природой.

В нашей стране предмет ОБЖ в образовательные учебные заведения был внедрен в 1991 году [3]. Несмотря на то, что курс ОБЖ неоднократно корректировался и изменялся, так как очень часто подвергался критике, основная цель осталась той же — формирование личности «безопасного типа», которая знает, как защитить себя от потенциальных угроз и применить эти знания на практике [1].

Основные задачи ОБЖ как предмета варьируются в зависимости от ученого-исследователя, но наиболее общие из них:

  1. Ознакомление с потенциальными опасностями и угрозами, встречающимися в современной повседневной жизни, изучение способов и приемов защиты, которые позволят минимизировать ущерб в чрезвычайных ситуациях;
  2. Изучение основ здорового образа жизни для обеспечения безопасного существования;
  3. Изучения основ оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Изучение предмета позволяет ученикам систематизировать собственные представления:

  • о личном здоровье
  • о здоровом образе жизни
  • о различных опасных ситуациях и влияние их последствий на здоровье человека
  • о собственном безопасном поведении [2].

Курс ОБЖ является полным и затрагивает все основные вопросы по обеспечению мер защиты каждого при возникновении потенциальных объектов опасностей, ознакомлению и применению на практике основ первой медицинской помощи и изучению культуры безопасного поведения в целом.

Содержание любого курса ОБЖ обычно включает в себя 5 разделов:

  1. Основы здорового образа жизни;
  2. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
  4. Современный комплекс проблем безопасности;
  5. Основы защиты Отечества [1].

Все разделы тесно связаны между собой и образуют в целом полную картину дисциплины ОБЖ, но при этом каждый из них имеет собственное построение материала. «Гражданская оборона», важным аспектом которой является обучение населения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, также представлена в школьной программе и изучается в рамках раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Раздел «Гражданская оборона» в школьном курсе проходят в 10 классе, и ему отводится всего 7 часов для изучения, за время которого ученики должны успеть ознакомиться с основными понятиями, терминами и задачами ГО, с системой оповещения населения об опасностях и различных чрезвычайных ситуациях, с мероприятиями, проводимыми государством и государственными службами по защите каждого гражданина, с современными средствами индивидуальной защиты и др.

Так как ГО проходят в старших классах, возраст учащихся в этот период колеблется от 14 до 16 лет и это та самая подростковая пора, когда происходит интенсивное развитие в социальной активности в учебной деятельности. Поэтому на уроках необходимо применять современные активные формы обучения, использовать различные методы обучения, такие как исследовательский или частично-поисковый для улучшения быстрого усваивания информации.

Для более эффективного изучения раздела ГО также можно использовать деловые, сюжетные игры или проводить спортивные, военно-спортивные соревнования и мероприятия во внеурочное время. Не стоит забывать и о применении современных технологии — компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных проекторов и т.д., так как они помогают учителю сократить время на изучение темы за счет наглядности.

Помимо прочего, в кабинете ОБЖ должен присутствовать оптимальный уровень учебно-материальной базы (УМБ) для более качественного усвоения материала и особых навыков по курсу ГО. В УМБ входят:

  • печатные пособия и справочники
  • индивидуальные средства защиты (маски, противогазы и т.д.)
  • различные приборы для измерения уровня радиации, химикатов и т.д.
  • различные модели и макеты и др.

По окончании освоения раздела «Гражданская оборона», обучающийся должен знать:

  • что такое Гражданская оборона, ее задачи и существующие органы управления.
  • мероприятия, проводимые по обеспечению безопасности населения.
  • правила и порядок оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях как военного, так и мирного времени.
  • какие средства индивидуальной защиты существуют и как ими правильно пользоваться.
  • организацию Гражданской обороны в школе.
  • как оценить потенциальную угрозу и определить соответствующий алгоритм своих действий .
  • правильное поведение при возникновении ЧС и ликвидации ЧС.
  • назначение и применение измерительных и контрольных приборов.
  • основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате возникновения ЧС.

Как мы можем видеть, раздел Гражданской обороны достаточно обширен и является важным звеном в курсе ОБЖ, так как затрагивает одну из основных его задач — знакомство с потенциальными угрозами и изучение способов и путей защиты.

Список литературы

  1. Маренчук Ю.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебное пособие — Ставрополь, СКФУ, 2016;
  2. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие — Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2008;
  3. Приказ Министерства образования РСФСР О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности от 27 мая 1991 г. № 196
  4. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007;
  5. Кузьменко Е.П. Гражданская оборона — К.: Вища школа, 2011.