Методы обучения применяемые на уроках ОБЖ

№115-1,

педагогические науки

Данная статья посвящена рассмотрению методов обучения, применяемых на уроках ОБЖ и их классификаций.

Похожие материалы

На протяжении всего времени с изменением целей обучения менялись и методы. В различные эпохи отдавались предпочтения определенным методам, но независимо от их ролей в разные периоды, ни один метод не может быть использован сам по себе, для обеспечения полного результата, учитель должен уметь комбинировать их и систематизировать.

Особенность педагогических методов обучения состоит в том, что они включают в себя в обобщенном виде все способы познания взрослых людей. В современной педагогике существует огромное количество классификаций методов обучения. Так, например, И.Я. Лернер и Скаткин М.Н. классифицировали их по уровню познавательной самостоятельности деятельности школьников, в их понимании они делились на методы репродуктивного (объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные) и продуктивного (частично-поисковые, исследовательские и др.) обучения.

По уровню активности обучающихся Е.Я. Голантом была предложена еще одна классификация, по его мнению методы можно подразделять на активные и пассивные. Под активными методами он понимал те методы, которые подразумевали самостоятельную работу ученика (работа с книгой, выполнение практических заданий и др.), а к пассивным он относил методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (лекция, разъяснение материала, демонстрация и др.).

Помимо вышеперечисленного, существуют и другие классификации, например, по логике изложения материала (дедуктивные и индуктивные), по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся, классификации методов по дидактической задаче, которые отражены в работах М.А. Данилова и Б.П. Есипова, делятся на:

  • методы усвоения знаний (устное изложение, беседа, лабораторная работа и т.д.);
  • методы совершенствования знаний (упражнение, повторение);
  • методы развития навыков;
  • методы творческой деятельности и др.

На современном этапе наиболее распространенные методы обучения можно классифицировать следующим образом:

1. По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация, работа с книгой, упражнение и т.д.;

2. По источнику получения знаний:

  • словесные: рассказ, объяснение, диалог;
  • наглядные: демонстрация плакатов, диаграмм, схем, использование видео- и аудиотехники;
  • практические: деловые игры, тренинги, анализ и др.;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый и др.

3. По логичности подхода: дедуктивный, индуктивный, синтетический и аналитический [1].

Что касается методов обучения, применяемых на уроках ОБЖ, то условно их можно разделить на три групп методов:

  1. Словесные
  2. Практические
  3. Наглядные

В процессе устного изложения материала на занятии, применяются словесные методы обучения. К ним относятся беседа, рассказ, лекция, чтение, инструктурирование и объяснение.

Беседа с детьми является важным видом обсуждения материала, в процессе которой происходит обмен мнениями. Данный метод используется для закрепления знаний, повторения, так как беседа строится на обсуждении уже известного или частично-пройденного материала. Любая беседа должна заканчиваться определенным выводом. Она развивает у учащихся умение мыслить быстро, анализировать, кратко, четко и ясно выражать свои мысли.

Для формирования у учащихся навыков и умений в процессе обучения применяются практические методы, такие как: игровые формы обучения, тренинги, упражнения и др.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Что касается наглядных методов обучения — это те методы обучения, при которых усвоение материала зависит от использования средств визуализации, наглядных пособий и технических средств. Условно наглядные методы можно разделить на метод иллюстраций и метод демонстраций.

Иллюстрации предназначены для того, чтобы воспроизвести форму, сущность и структуру какого-либо явления или события. Средства, которые применяются на занятиях в виде иллюстраций: плакаты, картины, учебные рисунки, таблица, графики, схемы, фотографии, макеты, кино- и видеофильмы и др.

Демонстрация — это также метод обучения, но заключается он в том, что изучение материала происходит с помощью показа учащимся действия различных приборов, аппаратов и опытов. Основными видами демонстрации являются:

  • личный показ педагогом изучаемых приемов и действий
  • показ в действии приборов, аппаратов, техники т.д.

Данный метод положительно влияет на процесс обучения школьников, так как он развивает их познавательную и мыслительную активность, расширяет их кругозор, возбуждает интерес к предмету.

Для осуществления учебного процесса с применением методов наглядности кабинет предмета «Безопасность жизнедеятельности» должен быть оснащен необходимым техническим оборудованием. В современном образовании использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках является достаточно распространенным явлением. ИКТ в учебном процессе используется как инструмент для повышения качества усвоения материала, развития у учащихся приемов анализа, сравнения, обобщения и т.д. К основным средствам ИКТ относятся: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Средства наглядности, применяемые в рамках метода наглядности эквивалентны средствам визуализации. Визуализацию как необходимое сопровождение урока можно использовать на каждом этапе процесса обучения — при передаче новой информации, ее закреплении, повторении.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что в процессе обучения необходимо стараться давать ученикам полную картину события, явления или действия, поэтому педагог может использовать презентации, видеоролики, различные иллюстрации, деловые игры. С их помощью возрастает возможность сохранить интерес учеников на протяжении всего занятия, усвоить и запомнить материал на более продолжительное время.