Гендерные аспекты эмоций

№116-1,

психологические науки

В статье представлено эмпирическое исследование различий эмоциональной сферы мужчин и женщин на основе академической группы студентов РГСУ.

Похожие материалы

В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение к данному объекту.

Изучаемая в данной работе тема наиболее актуальна в наше время, современных реалиях. Вопросы, связанные с особенностями гендера человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число активно обсуждаемых в обществе. В настоящее время в психологии и других смежных науках происходит активизация внимания на вопросах гендерной психологии. Многочисленные результаты исследований западных и российских ученых в этой области приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации специфически отражаются и на особенностях эмоциональной сферы, межличностном общении.

В эпоху борьбы за равенство полов, самостоятельного определения гендерной принадлежности, в целом изменения понимания многих понятий, связанных с гендером и полом, как никогда важно изучение эмоций друг друга, психологических особенностей представителей разных гендеров. Нужны исследования эмоциональной сферы именно сейчас и потому, что в обществе как никогда высок уровень стресса, психологической напряженности, но гармоничная жизнь в социуме всегда необходима личности. Людям 21 века важно понять друг друга: чувства, эмоции, переживания, поведение. Особенно сложно это бывает сделать именно представителям разных полов.

В данной статье будут рассмотрены наиболее значимые гендерные аспекты эмоций. Также наше внимание будет заострено и на причинах появления эмоциональных различий: психофизиологические и социально-психологические.

Понятие «гендер» подразумевает, что пол личности обусловлен особенностями социального взаимодействия и связан с социальными представлениями о «мужественности» и «женственности» (маскулинности/фемининности). Достаточно часто отличительными признаками, позволяющими выделить характеристики «мужского» и «женского» поведения, оказываются социальные качества личности: групповой статус (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/домашняя работа) и т.д. Несомненно принадлежность к тому или иному гендеру влияет на восприятие мира, эмоциональное мироощущение.

Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психофизиологические отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность.

Сотни тысяч лет, прожитые при традиционном распределении ролей в жизни, оставили в наследство мужчинам и женщинам мозг, запрограммированный таким образом, что в отношениях между ними возникают противоречия и непонимание. Мужчина всегда соизмеряет себя по своей работе и достижениям, самооценка женщины зависит от межличностных отношений [2].

Оба полушария головного мозга у мужчин и женщин развиваются по-разному. У женщин, как правило, в решении всех задач принимают участие обе половины, у мужчин — чаще одна [1]. Поэтому женщины в среднем говорят быстрее мужчин и правильнее выговаривают слова, искуснее работают пальцами и хорошо считают в уме. Мужчины лучше строят абстрактные математические модели и ориентируются в чужом городе.

У мужчин область эмоций обычно располагается в правом полушарии, что означает возможность ее функционирования в отрыве от других функций мозга [4]. Женщина может испытывать эмоции, обсуждая вопрос, вызывающий эмоциональную реакцию, в то время как для мужчины такая ситуация маловероятна, или он просто откажется обсуждать этот вопрос. Таким способом мужчина избегает внешнего проявления эмоций, не желая показывать, что он не владеет собой. В общем случае женские эмоции могут функционировать одновременно с большинством других функций мозга, что означает: она может, плача, мыть посуду.

Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому. Ее способность к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины.

То есть мы видим, что различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин «заложены» природой и обществом. Мы решили исследовать, так ли остро это проявляется в современное время, на студентах, родившихся в 21 веке (2000-2001 г.р.). Исследование проводилось через социальную сеть ВКонтакте среди 21 студента группы ПОЛ-Б-О-Д-2018-1 РГСУ (среди которых 11 юношей и 10 девушек). Для достижения поставленной цели использовалось тестирование. Тестирование проводилось в феврале 2020 года.

Использовались следующие методики [3]: Тест-опросник «Определение уровня «эмоционального интеллекта» (EQ)» (Н. Холл); четырехмодальный эмоциональный опросник Л.А. Рабиновича.

В ходе анализа результатов первого тестирования было выявлено:

1. Высокой эмоциональной осведомленностью обладает 1 из 11 юношей — 9%; средний уровень у 6 — 55%; 4 юноши обладают низким уровнем эмоциональной осведомленности — 36%.

Высокий уровень эмоциональной осведомленности у опрашиваемых девушек ни у кого не выявлен; 8 испытуемых девушек обладают средним уровнем — 80%; низкий уровень у 2 — 20%.

2. Высоким уровнем управления своими эмоциями обладает 1 из испытуемых мужского пола — 9%; средний также у 1 — 9%; низкий у 9 юношей — 82%.

Высокий уровень управления своими эмоциями ни у кого из опрашиваемых девушек не проявляется; средний у 3 — 30%; у 7 девушек выявлен низкий уровень — 70%.

3. Высоким уровнем самомотивации среди молодых людей в группе обладает 2 человека — 18 %; средний у 4 — 36%; низкий у 5 — 46%.

Высоким уровнем самомотивации среди девушек обладает лишь 1 испытуемая — 10%; средним уровнем — 3 — 30%; низким — 6 — 60%.

4. Высокий уровень эмпатии выявлен у 2 испытуемых — парней — 18%; средний уровень у 2 — 18%; низкий у 7 — 64%.

Высоким уровнем никто из испытуемых девушек не обладает; средний у 4 — 40%; низкий у 6 — 60%.

5. Высокий уровень управления эмоциями других не выявлено у испытуемых мужского пола; средний у 5 — 46%; низкий у 6 — 54%.

Высокий уровень управления эмоциями других у испытуемых женского пола так же не был выявлен ни разу; средний уровень у 2 — 20%; низкий у 8 — 80%.

Делаем вывод: исходя из диагностики результатов теста-опросника «Определение уровня «эмоционального интеллекта» (EQ)» (Н. Холл), можно сказать, что в среднем уровни по 5 шкалам примерно одинаковы, то есть переживать и чувствовать мужчины и женщины способны на равных (что доказывают в особенности результаты по шкале «Эмпатия»). Но есть и отличия, так как интенсивность и желание (исходя из гендерных ожиданий) проявления эмоций у мужчин и женщин разные: среди испытуемых мужского пола были выявлены обладатели высокого уровня по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Эмпатия», а среди испытуемых-девушек выявлено не было; у представителей обоих гендеров не было выявлено никого с высоким уровнем управления эмоциями других, но процент тех, кто имеет средний уровень у юношей больше, чем у девушек.

Исходя из выше сказанного, хотелось бы напомнить известные факты: эмоции женщин ярче, чем мужчин, проявляются в мимике, голосе, женщины больше требуют эмоциональной отдачи от собеседника; у женщин более неустойчивая нервная система. С этим связываем разницу в проявлении высокого уровня шкал у мужчин, в особенности «Управления своими эмоциями».

В ходе анализа результатов второй методики было выявлено:

  1. У 3 юношей видим сочетание Радости и Гнева. Такое сочетание наиболее характерно для мужчин.
  2. У 9 испытуемых мужского пола наиболее проявляется Радость. Доминирование этой эмоции говорит о жизнерадостном, оптимистическом мироощущении.
  3. У 1 из испытуемых мужчин доминирует Гнев. Также у 1 из испытуемых- девушек выявлено то же преобладание данной эмоции. Это может быть связано с событиями, вызывающими переживания, именно в момент прохождения теста-опросника.
  4. У 1-го из испытуемых-юношей наблюдаем нетипичное сочетание эмоций: Гнев и Страх.
  5. У девушек в большинстве доминирует, как и у парней, Радость — у 9 испытуемых.
  6. Выявлено у 3 девушек нетипичное сочетание: Радость — Гнев.
  7. Конечно же, наблюдаем типичное для женского пола сочетание: Радость — Страх.

Обобщая вышесказанного, нужно отметить, что у обоих полов преобладает эмоция Радость, а модальность Печаль не выявлена как доминирующая вообще. Связано это, скорее всего, с тем, что опрашиваемые нами являются 19-20-летними студентами: у них оптимистический взгляд на их жизнь, все окружающее их. Также стоит сказать, что эмоция Гнев более часто проявляется у мужской части испытуемых. Причиной этого являются психофизиологические особенности мужчин и их гендерные роли (образ брутальности и др.). Выявлены типичные для мужчин сочетания модальностей — Гнев и Радость, для женщин — Радость и Страх (опять же появление такого сочетания как типичного для женского поля вполне логично: на это указывают особенности гендерных ролей (женщины многие сотни лет считались «слабым» полом, который находится под защитой мужчин) и психофизиологии (более развито правое полушарие — фантазия, невербальные сигналы, оценочные суждения и др.).

Таким образом, исходя из результатов диагностики обеих методик, можно сделать вывод, что гендерные различия эмоций, несомненно, есть: менее развитое управление своими эмоциями и эмоциями других у женщин, доминирование эмоции Гнева у мужчин и т.д. Все различия могут быть обоснованы либо психофизиологическими особенностями развития мужчины и женщины, либо гендерными ролями и ожидания, накладывающими на них, либо индивидуальными особенностями (переживания при прохождении тестов-опросников и др.).

Как показывают исследования мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Но и это, как и общество, меняется.

То есть нельзя непонимание мужчины и женщины объяснять в современном обществе лишь на уровне эмоций, проявления эмоциональности. В современном мире, как мы видим на основе нашего исследования, отличия постепенно сглаживаются. На это влияет и изменение гендерных ожиданий, и адаптация к психофизиологическим особенностям. Мужчины и женщины должны, тем более в 21 веке, стараться понимать друг другу. Что мужчина, что женщина, — человек, а человек обязан стремиться сопереживать другому, уметь правильно выражать свои чувства, эмоции, а значит понимать их.

Список литературы

  1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2004. — 320 с.
  2. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2010. — 464 с.
  3. Ильин Е.И. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  4. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2012. — 156 с.