Совершенствование методов и механизмов управления системой здравоохранения региона на основе повышения доступности медицинских услуг

№116-1,

экономические науки

Статья посвящена разработке новых и совершенствованию старых методов и механизмов управления системой здравоохранения на примере Орловской области на основе повышения доступности медицинских услуг.

Похожие материалы

Совершенствование методов и механизмов управления системой здравоохранения на основе повышения доступности медицинских услуг является одной из актуальнейших тем социально-экономического развития территории в настоящее время.

В основном, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в системе здравоохранения, несмотря на некоторые достижения прошлых лет, существуют острые проблемы, которые требуют скорейшего решения поставленных задач, направленных на улучшение здоровья населения, а также увеличение доступности и повышение качества медицинского обслуживания.[1]

Доступность же медицинских услуг определяется возможностью пациентов в любой момент получить необходимый уровень медицинской помощи, попасть к врачу на прием или же возможностью госпитализации в случае необходимости.

Одним из показателей доступности медицинской помощи населению региона является динамика показателей медицинского обслуживания населения. (таблица 1).

Таблица 1. Динамика показателей медицинского обслуживания населения в Орловской области в 2015-2018 гг.[3]

Показатели

Годы

Отклонение (+,-) в 2018г к 2015г

Темп роста, в % в 2018 к 2015г

2015

2016

2017

2018

Число больничных организаций, всего

40

38

37

37

-3

92,5

Число больничных коек, всего

7272

6992

6790

6713

-559

92,3

Число больничных коек, на 10 тыс. населения

95,7

92,6

90,9

90,8

-4,9

94,9

Число амбулаторно-поликлинических организаций, всего

140

143

138

134

-6

95,7

Число фельдшерско-акушерских пунктов

448

436

434

434

-14

96,9

Источник: составлено автором.

Анализ данной таблицы показал, число больничных учреждений в Орловской области сократилось на 3 единицы в 2018 г. по сравнению с 2015 г. число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось на 14 единиц или 3,1%.

Большое значение для обеспечения доступности медицинских услуг играет количество коечного фонда, что выражается в обороте коек. Так, количество коек в 2018 году по сравнению с 2015 г. сократилось на 559 единиц или 7,7 %.

В связи с этим, можно сказать, что уровень доступности медицинских услуг населению Орловской области не самый высокий, связано это, в первую очередь, с низкими показателями развития отрасли здравоохранения, а также недостаточной обеспеченностью медицинскими ресурсами и технологиями.

На сегодняшний день, целевые государственные программы региона считаются основными стратегическими документами, в которых прописаны важнейшие цели, задачи и направления развития сферы здравоохранения.

Основным инструментом реализации успешной государственной политики в сфере здравоохранения в Орловской области является государственная программа «Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области», основной целью которой определено повышение доступности медицинской помощи населению региона, а также повышение эффективности и качества медицинских услуг.[2]

Реализация программы сопровождается включением в нее 7 региональных проектов. Один из которых «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». В рамках данного проекта начаты работы по оценке региональной медицинской информационной системы, медицинскими организациями региона осуществлена закупка электронных подписей для медицинских работников, а также проведено дооснащение информационно-коммуникационным оборудованием медицинских учреждений Орловской области. [4]

В рамках создания единого информационного контура в сфере здравоохранения в Орловской области, мною предложен проект «Создание единого медицинского портала», обеспечивающего возможность получения медицинской помощи в виде онлайн-консультации с медицинским работников определенной специализации без непосредственного обращения в медицинскую организацию и устранение ожидания пациентами в огромных очередях с возможными носителями различных вирусных заболеваний.

Основной целью проекта является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса оказания медицинской помощи и вместе с тем повышение доступности медицинских услуг.

Одной из проблем, на решение которой направлена деятельность проекта по созданию портала является недостаточно развитая инфраструктура здравоохранения. Так доля медицинских учреждений в настоящее время не отвечает современным требованиям, в результате чего медицинская помощь по ряду профилей, в том числе и обычную консультацию пациенты получают в непрофильных медицинских учреждениях, в том числе признанных аварийными и непригодными для осуществления медицинской деятельности.

Достижение намеченных целей можно отобразить посредством создания дорожной карты (таблица 2. )

Таблица 2. Дорожная карта достижения целей проекта по созданию единого медицинского портала

Этапы внедрения и реализации проекта

Основные мероприятия в рамках реализации проекта

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2020-2022гг. –формирование архитектуры единого медицинского портала, формирование сайта

Создание платформы по размещению личных кабинетов и регистрация жителей региона.

Применение электронных подписей и печатей

Переход на цифровой документооборот (формирование цифрового архива медицинских учреждений, перевод медицинских карт в электронный вид.

2022-2024гг. — создание системы онлайн-консультирования

Введение системы электронной записи в рамках портала с учетом графика работы медицинского специалиста и электронной очереди.

Формирование раздела «Услуги на дом».

Защита электронных данных от взлома и утечки информации об оказании медицинских услуг.

Формирование информационного поля, с размещением на нем статей о способах оказания медицинской помощи, приема лекарств.

Применение технологий по организации системы бесперебойного доступа к системе онлайн-консультирования, с назначением времени эфира в рамках электронной очереди.

Источник: составлено автором

В рамках реализации проекта по внедрению единого медицинского портала в Орловской области предполагается введение личных кабинетов пациента с внесением в него сведений о его здоровье, посещении медицинских учреждений, результатов анализов или же снимков ЭКГ, РЕНТГЕН и т.д., это окажется весьма удобно, как для пациента, так и для лечащего врача, которые в любой момент смогут ознакомиться с необходимыми сведениями. Для пациента практика по посещению медицинского учреждения ради получения талона на анализы или же их результатов может стать не обязательна, в чем и проявляется актуальность реализации данного проекта.

В рамках данного портала можно также получить электронную консультацию по поводу применения определенных лекарственных средств, питания, диет. Также можно будет записаться на прием, без очереди и без входа на портал гос. услуг, с получением уникального номера, в соответствии с которым его будут ожидать в данном медицинском учреждении. В отдельной вкладке данного портала будет содержаться информационное поле о способах оказания первичной медицинской помощи до приезда специалиста, а также карты адресов всех ближайших больниц и поликлиник. В разделе “услуги на дом” можно будет позвонить на горячую линию поликлиники и вызвать на дом бригаду медицинского персонала, для осуществления терапевтических действий инвалидам и пенсионерам (массаж, уколы и физиотерапия), без непосредственного появления в медицинских учреждениях.

Введение системы онлайн-консультирования активно внедряется во многие регионы РФ. Так, в Оренбургской области, в рамках проекта «Поговорите с доктором», данная система позволила населению решать проблемы со здоровьем онлайн, без посещения медицинских учреждений и томительного ожидания в очередях. Например, не нужно выходить из дома чтобы получить рекомендации кардиолога пациентам, которые уже стоят на учете у специалиста, что удобно как пациентам, так и медицинским работникам. Видеосвязь с пациентом помогает вовремя корректировать лечение или созвать целый консилиум врачей. Планируется, что в самое ближайшее время система онлайн помощи должна прийти в самые отдаленные поселки области, территориальное расположение которых не позволяет часто и в нужное время обратиться за консультацией к специалисту. В Орловской же области проходит только начальный этап информатизации процессов в сфере здравоохранения, путем внедрения системы электронных очередей и упрощения записи населения на прием к врачу.

Таким образом, применение информационных технологий в сфере здравоохранения Орловской области, в том числе формирование единого медицинского портала– новый этап развития региона и оказания медицинских услуг, всем категориям населения, независимо от материального положения, места проживания и иных факторов, тормозящих всеобщее развития сферы здравоохранения, а также эффективный способ повышения доступности медицинских услуг.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2016. № 1. Ст. 212(часть II).//[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
  2. Постановление Правительства Орловской области от 30 апреля 2013 №153 Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области"// [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473701451
  3. Орловская область в цифрах. Статистический сборник // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://orel.gks.ru/storage/mediabank/сборник2019.pdf
  4. Портал Орловской области — публичный информационный центр // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://orel-region.ru/