Функционально-прагматический анализ малоформатных публичных текстов в сети «Instagram»

№116-1,

филологические науки

Целью работы является выявление и описание функционально-прагматических элементов малоформатного публичного текста на примере текстов популярной социальной сети «Instagram». В качестве объекта выступает малоформатный текст публикаций в Instagram. В статье впервые предпринята попытка описать публикацию Instagram в терминах лингвистики, а также выделить ключевые элементы для реализации ее прагматического потенциала.

Похожие материалы

Рассмотрение малоформатного текста Instagram как «текста в действии» подразумевает анализ его функциональной стороны, а ориентация текста на коммуникативную модель, к тому же, акцентирует внимание на прагматических особенностях текста.

Материалом для исследования послужили малоформатные публичные тексты, расположенные в постах социальной сети Instagram.

Начать анализ стоит с описания изучаемого нами объекта. Пост (публикация) — это информационный блок, размещённый пользователем на интернет-площадке, например, в социальной сети, блоге, микроблоге, форуме и пр. Публикация в социальной сети Instagram изначально отличается от публикаций в любых других социальных сетях. Еще с момента создания приложение позиционировалось как сервис для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющий делать фотографии и видео, опционально применять к ним фильтры и делиться ими через свой аккаунт, который выглядит как коллаж из картинок. Так как эта площадка была создана для обмена визуальными элементами, ни одна публикация не может обходиться без фото/видео. Уже под картинкой размещается сам текст, на который направлено наше исследование. Этот факт имеет достаточное основание, чтобы отнести тексты постов Instagram к категории креолизованных. Охарактеризуем малоформатный публичный текст в посте Instagram в деталях. Это небольшой печатный текст, объем которого ограничен техническими характеристиками социального медиума. Максимально пост может вмещать 2000 знаков, что примерно равняется 300-340 слов. Рассмотренная нами выборка постов среднестатистически состояла из 1200 знаков, что соответствует большинству определений малоформатных текстов разного авторства. Пост Instagram стоит воспринимать как законченный результат речетворческого процесса, имеющий свою целенаправленность, представленный в печатном виде, имеющий соответствующую стилистическую обработку. Такой документ чаще всего имеет печатный заголовок. Зачастую он оформляется прописными буквами. Для привлечения внимания он может дополняться экстралингвистическим компонентом в виде эмодзи. Особенностью Instagram является то, что подобранное автором поста фото играет своеобразную роль заголовка к тексту, выполняет номинативную функцию. Взглянув на визуальный контент, мы можем предположить, о чем пойдет речь в тексте. Текст и картинка дополняют друг друга, формируя креолизованный характер поста. Таким образом, сам малоформатный текст не обязательно имеет заголовок в привычном понимании. Элементы текста связаны между собой логически, стилистически, грамматически и лексически и имеют целенаправленность и прагматическую установку, которые будут описаны далее. Такой текст может обладать несколькими или всеми сразу признаками: когезия (связность всех элементов текста), информативность (наличие информации для усвоения адресатом), интеграция (объединение всех его элементов для достижения целостности), континуальность (логичность в последовательности изложения, проявляющаяся в пространственных или временных взаимосвязях отдельных частей текста), модальность (субъективное отношение автора к отображаемому им в тексте), проспекция (отсылки автора на какие-либо дальнейшие факты изложения), ретроспекция (обращение к прошлым высказываниям, описаниям), автосемантия (относительная самостоятельность отрезков текста от целого текста), завершенность. Все малоформатные тексты соответствуют следующим критериям определения текста: самодостаточность для расшифровки и осознания речевого сообщения адресатом, первичный замысел адресанта ориентирован на реципиента, четко ясна цель написания публикации. Малоформатный текст в Instagram является завершенным и записанным вербальным сообщением.

Малоформатные тексты в Instagram можно также на три группы: развлекательные контент, информирующие и продающие. Стоит заметить, что один пост может сочетать в себе прагматические элементы нескольких групп.

К примерам развлекательного контента в постах можно отнести цитаты, загадки и головоломки, провокации, интересные факты, рассуждения автора, провокационные статьи, истории, опросы, конкурсы, анекдоты.

Информирующий контент находит выражение в обзорах, череде образовательных постов-уроков, подборках, рецензиях, чек-листах, мастер-классах, how-to статьях, инструкциях, рецептах, ответах на частые вопросы, подборках полезных ресурсов, ответы на частые вопросы, обзоры.

Продающий контент выражается в описании успешных кейсов, описании самого продукта и его конкурентных преимуществ, прайс-листе, положительных отзывах о нем, специальных предложениях, акции на покупку, новости о новом продукте.

Анализ выборки малоформатных текстов в Instagram показал, что к продающим текстам относится лишь 15%, развлекательный контент занимает 29% выборки, а абсолютное большинство текстов малого формата относится к информативному контенту (56%). Примерно в таком соотношении рекомендуется использовать тематические малоформатные тексты в постах при составлении контент-плана (20%, 30%, 50% соответственно).

В процессе анализа блогов в Instagram удалось выявить одну закономерность: все авторы блогов преследуют одну глобальную цель — получение своей выгоды. В этом заложен прагматический аспект малоформатных текстов в Instagram. Эта выгода может быть представлена, например, в получении оценки от подписчика в виде лайка, репосте, рекомендации, отметке аккаунта, оставлении комментария или материальном вознаграждении. Создатель текста, зная, какого коммуникативного эффекта он хочет достичь, выбирает способ языкового выражения и содержание, создает необходимые смысловые связи между коннотативными и простыми предметно-логическими языковыми единицами. Таким образом, функционально-прагматический компонент публикации закладывается адресантом и, в случае удачного его выражения и выбора подходящих средств для интерпретации адресатом, достигается прагматический потенциал сообщения.