Коррупция в России и за рубежом

№41-2,

Экономические науки

В статье рассматривается антикоррупционная деятельность в России и за рубежом.

Похожие материалы

Проблема коррупции и взяточничества в России и зарубежных странах стала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90 %) остается нераскрытым [7].

Государство в силу своих возможностей стремиться регулировать и уменьшать коррупционную составляющую. Именно поэтому в Российском законодательстве приняли федеральный закон, который был принят 25 декабря в 2008 году № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данный федеральный закон стал системной основой для урегулирования назревших проблем и существенно усилил правовой аспект противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. В преамбуле закона сказано, что он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений [1].

На международной арене по противодействию с коррупцией действует Конвенция Организации Объединенных Нации против коррупции [8].

По различным источникам информации, можем видеть и судить, как ведется борьба с коррупцией в России и за рубежом [2].

Главным борцом против коррупции в России является наш президент Владимир Владимирович Путин. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации он затронул самые важные вопросы, связанные с коррупционными преступлениями [5].

«Полагаю, что необходимое внимание в программах кандидатов в депутаты будет уделено и вопросам противодействия коррупции. Они, эти вопросы, действительно волнуют общество. Коррупция – препятствие для развития России». Цитируя слова В.В.Путина, можем сказать, что он серьезно и решительно настроен на борьбу [8].

Многое в России сделано для борьбы с коррупцией. например: на сегодняшний день чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе и зарубежных [3].

Уровень коррупции в России снизился по сравнению с 2015 годом, по этому результату страна заняла высшую позицию за 4 года и находится на одной строчке с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне, сообщается в докладе организации Transparency International [4].

Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало в среду двадцать первый Индекс восприятия коррупции (ИВК). В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. «Ноль» обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции и, соответственно, максимальный уровень коррупции среди чиновников публичного сектора, а «100» - самый низкий, что означает, согласно методике организации, отсутствие коррупции [6].

В 2016 году Россия получила от организации 29 баллов (на два балла больше, чем в 2015 году) и заняла 119-е место, что является наилучшим результатом с 2012 года, когда организация перешла на 100-балльный рейтинг. В 2015 году Россия находилась на 136-й строчке рейтинга - рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан [3].

Возглавляет рейтинг Дания с 91 баллом, на втором и третьем местах - Финляндия и Швеция. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами - составители рейтинга подсчитали, что в этих странах максимальный уровень коррумпированности среди исследованных стран [13].

Если рассмотреть в качестве примера различные страны можем сказать, что коррупцию в этих странах понимают по-своему, но ведут борьбу одинаково [15].

В Англии антикоррупционной закон называется «Закон о взяточничестве в публичных организациях», который был принят 8 апреля 2010 года. Закон является попыткой привести антикоррупционное законодательство в соответствии с международно-правовыми документами, стремящимися внедрить интернациональный подход в борьбе с коррупцией, в частности с целью соблюдения требований конвенции ОЭСР «По борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» (OECD Convention on combating bribery of foreign public officials in international business transactions) [11].

Китайская народная республика для повышения эффективной борьбы с коррупцией разработала такую антикоррупционную политику, публичный расстрел без всяких церемоний [10].

Рассматривая нынешнюю ситуацию в стране, наблюдаем различные меры по борьбе с коррупцией:

Для того, чтобы облегчить борьбу с коррупцией необходимо:

  1. Совершенствовать законодательство во всех сферах государственного и муниципального управления в том числе Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  2. Особо жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств;
  3. Повысить правовую грамотность населения;
  4. Повысит зарплату работником и рабочим бюджетной сферы;
  5. Повысит эффективность МДВ;
  6. Агитировать вопросы связанные с коррупцией;
  7. Проводит различные мероприятия по борьбе с коррупцией;
  8. Сделать прозрачную систему государственного и муниципального управления и отслеживать все расходы и доходы [16].

Многие люди страны сталкиваются с коррупцией на местах и бытовой коррупцией. Довольно сложная задача, можно сказать, труднодостижимая, но двигаться необходимо вперед и бороться, если остановиться будет хуже. Ответственность за снижение коррупции на территории несут главы субъектов Федерации [14].

В Правительстве Российской Федерации предложили также ввести учет имущества чиновников, как они поступают на государственную службу для того, чтобы в будущем отследить, как они честно работали [9].

Ключевой задачей остается формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие нарушения закона должно воспитываться с самого детства.

Список литературы

  1. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федер. Закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2013 № 200-ФЗ, от 28.12.2013 № 329-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. КОРРУПЦИЯ В РОССИИ Балянов В.В., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-1 (9). С. 109-110.
  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гарифуллина А.Ф., Ильясова Г.Р. В сборнике: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Сборник научных статей. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»; Пермский филиал Московского отделения Project Management Institute; ООО «Парма-Телеком»; В. Г. Прудский. Пермь, 2012. С. 30-32.
  4. КОРРУПЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ,ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯ Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 269-270.
  5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Ханнанова Т.Р. Российский электронный научный журнал. 2013. № 2. С. 143-157.
  6. КОРРУПЦИЯ И КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Павлова А.М., Ураев Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 799-802.
  7. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  8. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ураев Р.Р., Иванова Ю.А. Экономика и социум. 2013. № 4-3 (9). С. 80-82.
  9. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ Фархутдинова Л.Н., Ханнанова Т.Р. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (28). С. 141-144.
  10. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.
  11. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Яппарова Л.А., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 702-706.
  12. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.
  13. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Нуртдинова И.Ф., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 355-357.
  14. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Хисамутдинов Р.Х., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 911-913.
  15. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Зартдинова Л.А., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1372-1375.
  16. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.