Спортивно-патриотическое воспитание молодежи как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации

№48-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы спортивно-патриотического воспитания молодежи как одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации. Обозначена актуальность и значимость данной тематики.

Похожие материалы

Вследствие значительных изменений в российском обществе в настоящее время особенно актуальна проблема дальнейшего развития общества, его различных сфер, в том числе и сферы физической культуры и спорта, определения стратегически важных направлений государственной политики в социальной сфере.

Наиболее сложным и вместе с тем первостепенным по необходимости его разрешения вопросом остается вопрос определения приоритетов в воспитании личности гражданина.

В российской спортивной и педагогической науке сложилось достаточно четкое представление о воспитании: оно рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенной системы качеств, взглядов, ценностей, убеждений, т.е. мировоззрения. Именно мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовно-ценностных ориентаций. Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует активной внутренней работе по осмыслению важнейших проблем действительности и конкретному их решению [1].

В последние годы в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей, подростков и молодежи, что выражается в следующих основных характеристиках:

  • быстром снижении образовательного и культурного потенциала молодого поколения;
  • дальнейшей нравственной деградации поколения в целом, выраженной, в частности, как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого;
  • резкий даже по сравнению с нынешним взлет наркомании, алкоголизма практически во всех слоях общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие – разрушение генофонда;
  • реальный разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам [2].

В итоге – маргинализация основной массы молодежи и что самое существенное в данной ситуации – утрата молодежью способности соответствовать стратегическим векторным тенденциям развития общества, потеря роли лидирующей группы общества, а, следовательно, и функции стратегического резерва.

В сложившейся ситуации важнейшим направлением государственной политики в социальной сфере, в том числе в области физической культуры и спорта, является восстановление системы воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института.

Сегодня у каждого, кто причастен к решению социальных вопросов, должно быть сформировано четкое представление о том, что система воспитания является наиболее существенной силой, способной приостановить действие деструктивных тенденций, поскольку без полноценного здорового и воспитанного поколения невозможно говорить и о решении жизненно важных проблем России.

Однако, как оказалось, восстановление государственной системы воспитания – не простой вопрос, требующий только разового волевого усилия. Прежде всего, новую систему воспитания невозможно построить по старому проекту, отвечавшему другим требованиям, имевшему другие явные и скрытые цели и являвшемуся производным от политической и идеологической составляющих системы, которой уже не существует [3].

Системный анализ проблематики воспитания в сегодняшней России показывает, что основой, системообразующим стержнем является гражданско-патриотическое воспитание. Ни одно нормальное государство не может существовать без граждан и патриотов, которые должны составлять большинство населения. Многочисленные исследования показывают, что патриотически и граждански определившиеся молодые люди имеют в большей степени позитивную структуру ценностных ориентаций, более четкие жизненные планы и отличаются большей социальной активностью [4].

В настоящее время воспитательное воздействие осуществляется большим числом социальных и политических институтов. К ним относятся: семья, СМИ, система образования, государственная власть, религиозные конфессии, политические партии, институт предпринимательства, система физической культуры и спорта.

Таким образом, развитие спортивно-патриотического воспитания как одного из важнейших направлений государственной политики в системе физической культуры и спорта позволит выработать стратегию развития сферы физической культуры и спорта в целом, определить характер научно-исследовательских работ, программно-методического обеспечения по вопросам воспитания, выстраивать информационную политику в направлении формирования гражданского сознания, определять кадровую политику в области воспитания, развивать нормативно-правовую и ресурсную базы сферы физической культуры и спорта.

Список литературы

  1. Рабазанов С.И. Физическая культура и спорт как средство формирования духовно-нравственных качеств современной молодежи // Молодое поколение России: актуальные проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания: Материалы научно-практической конференции. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011. С. 125-127.
  2. Рабазанов С.И., Флоча В.М. Воспитание морально-волевых качеств личности посредством физической культуры и спорта // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. Выпуск 6. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2012. С. 104-107.
  3. Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000. С. 74.
  4. Рабазанов С.И., Флоча В.М. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики // Актуальные проблемы формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения России: Материалы научно-практической конференции. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2013. С. 148-150.