Формирование высоких морально-нравственных качеств, воспитание гармонично развитой личности посредством физической культуры и спорта

№48-3,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы воспитания морально-нравственных качеств у молодежи посредством физической культуры и спорта. Обозначены актуальной и важность данной тематики в настоящее время. Намечены приоритетные пути реализации данного вопроса в целях воспитания гармоничной и богатой духовными ценностями личности.

Похожие материалы

«В здоровом теле – здоровый дух» - это не просто стандартное и уже распространенное выражение, это – констатация факта, говорящая о том, что человек занимающийся физической культурой и спортом приобретает благодаря данному занятию высокие моральные и нравственные качества, поэтому влияние физического воспитания на подрастающее поколение не может быть переоценено.

На сегодняшний день физическое воспитание занимает то особенное место в жизни социума, которому еще не было аналогии на протяжении истории. Проблемам физического воспитания уделяют внимание медики, психологи, педагоги, философы и социологи, физическая культура уже даже стала неотъемлемой частью политики. Стоит только посмотреть на то как громко проходят в мире Олимпийские игры, чемпионаты по хоккею и футболу, можно с уверенностью сказать, что влияние спорта на настроение и стиль жизни общества неумолимо возрастает. На фоне всего этого особенно важно, чтобы физическая культура преследовала исключительно гуманистические идеалы и учувствовала в формирование жизненно важных ценностей общества.

В связи с вышеизложенным несомненно физическая культура заняла одно из ведущих мест в деле по воспитанию, формированию нравственных и духовных ценностей у подрастающего поколения. Здесь необходимо обратить внимание на личность спортсмена – каково его развитие и ценность как человека и как члена общества, в связи с этим спортсмен должен быть для подрастающего поколения не просто идолом, либо эталоном развития физических параметров человека, а идеалом, в первую очередь, человека и гражданина, овладевшего всеми ценностями культурного наследия человечества, и, конечно, овладевшего богатствами физического воспитания

и спорта[1]. И в связи с вышеизложенным, сразу необходимо отметить, что в анналах истории имеются наглядные примеры возникновения диспропорции физических и морально-нравственных начал, что порождало реакционные и антигуманные идеи. Подобным примером может служить идеология физического воспитания и спорта в гитлеровской Германии. Все это является следствием односторонней трактовки физического воспитания, проявляющейся в совершенствовании исключительно только физических и биологических качеств и задатков человека, что способствовало к рассмотрению таких характеристик спорта как «агрессивный инстинкт человека», что само собой являлось неверным с точки зрения самого физического совершенствования [2].

Однако, не трактуя спорт только с односторонней стороны, а развивая его полномасштабно с гуманистических позиций, можно несомненно подчеркнуть его влияние на нравственное, моральное и эстетическое воспитание, усилению и укреплению межличностного общения, коммуникационных связей, как в малых группах, так и в международных масштабах, что бесспорно положительно сказывается на взрослении подрастающего поколения. И здесь главное это не то что кто и как занимается спортом – идет к рекордам и высшим достижениям, либо просто занимается физической культурой, главное – это нравственная и моральная гражданская позиция занимающегося спортом. И правда, общая физическая подготовка способствует целостному гармоничному развитию личности, особенно формированию ее у молодежи, здесь совершенствуются единство, равновесие, согласованность и соразмерность физических характеристик занимающегося, однако, человек — это не просто физическое тело, здесь имеет важное значение становление и развитие личностных качеств, то есть сознательное определение занимающимся желаемого, забота о совершенстве своего тела. В связи с чем занятия физической культурой, в немаловажной, а то и основной степени воспитанию гармоничного нравственно-морального человека, с высокими духовными ценностями.

Физическая культура существует исключительно в аспекте единства духа и тела, при таком понимании определяется ведущая направленность личности, являющейся общей потребностно-мотивационной направленностью и все это в рамках и на фоне общей культуры человечества. Имея такую принципиальную установку гармоничное развитие молодежи будет основано на единстве, соответствии и согласованности физических и духовных начал [3]. Другими словами, будет происходить формирование у молодых спортсменов физической культуры как достояния личности нашего общества.

Говоря об исключительно положительном влиянии физического воспитания на подрастающее поколение, необходимо отметить, что физическая культура объединяет в себе и одновременно является результатом трех граней (составляющих) развития личности:

  1. Нравственный аспект – положительная нравственно-ценностная установка правильного образа жизни;
  2. Интеллектуальный аспект – овладение в сфере физического воспитания определенными навыками и знаниями, достижение соответствующего уровня физического образования и подготовки;
  3. Эстетический и волевой аспекты – осознание красоты телосложения и движения физически развитого организма в связи с чем появление потребности в повседневных занятиях физической культурой с целью комплексного физического и духовного совершенствования.

Учитывая вышеизложенное важным моментом гармоничного развития личности подрастающего поколения, его физического и духовного потенциала будет осознанное стремление каждого молодого человека заниматься физическим воспитанием.

Нравственный аспект личности при занятиях физической культурой и спортом будет проявляться в таких ценностях личности как общительность, коммуникабельность, стремлением к творчеству, самостоятельности в принятии решений. Молодой спортсмен сможет понять радость побед и горечь поражений, научится извлекать из всего этого уроки и посредством того создавать базу для самосовершенствования, будет учиться участию и сопереживанию, что породит чувство долга и ответственности перед коллективом, командой, обществом, сможет осознать в полной мере свои честь и достоинство, развить их, будет совестлив при участии в спортивной борьбе – подобные положительные качества, формируются и молодых людей во время занятия физической культурой. Что касается интеллектуального момента, то физическое воспитание обладает колоссальным простором для творческой самореализации личности в тактике, технике, овладении своими эмоциями и физическим состоянием в спортивной сфере деятельности, что несомненно положительно отразится и в сложившихся общественных и социальных ситуациях. Данное обстоятельство положит основу развития таких гармоничных качеств человека как критичность, скорость, глубина, широта и гибкость мышления, познавательная активность и стремление, что в значительной степени развивается благодаря международному характеру и коммуникабельности общения в сфере физической культуры и спорта [4].

Эстетический момент характеризуется осознанием физической красоты и совершенства человеческого тела, его гибкости, пластики и плавности движения, его колоссальных физических возможностей и потенциала.

Волевой момент физической культуры занимает практически передовое значение у каждого занимающегося, ибо только огромная сила воли позволяет начать и продолжать повседневный физические тренировки и занятия, совершенствуя при этом не только свое теле, разум и дух, но и саму волю, укрепляя ее и подчиняя себе, создавая тем самым такие ее качества как настойчивость, целеустремленность, решительность и смелость, инициативность и самодисциплинированость.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному можно с уверенностью констатировать, что физическое воспитание и спорт – это неотъемлемая, значимая и достигшая небывалого в истории на сегодняшний

день значения составляющая часть нашей жизни и общества, ориентирующая и формирующая такие морально-нравственные и духовные качества у молодого поколения, которые приводят к созданию гармонично-раз-витой личности, унаследовавшей все богатства и ценности человеческой культуры, благодаря чему вырастает полноценный человек и гражданин нашего общества.

Список литературы

  1. Булатецкий С.В., Вяткин А.П., Барабанов Н.О., Трепалин В.А., Рабазанов С.И. Физическая подготовка. Курс лекций. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. – 198 с.
  2. Рабазанов С.И. Физическая культура и спорт как средство формирования духовно-нравственных качеств современной молодежи // Молодое поколение России: актуальные проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания: Материалы научно-практической конференции. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011. С. 125-127.
  3. Рабазанов С.И., Флоча В.М. Воспитание морально-волевых качеств личности посредством физической культуры и спорта // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. Выпуск 6. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2012. С. 104-107.
  4. Рабазанов С.И., Флоча В.М. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики // Актуальные проблемы формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения России: Материалы научно-практической конференции. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2013. С. 148-150.