I.p.s.c: история, принципы, перспективы

№50-2,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы истории создания, принципы и перспективы практической стрельбы, как спортивного направления, так и боевой прикладной системы обучения сотрудников силовых структур.

Похожие материалы

Понятие «Практическая стрельба» зародилось в Калифорнии в начале 50-х годов. Через несколько лет оно распространилось на другие континенты, включая Европу, Австралию, Центральную и Южную Америку, Африку.

Международная Конфедерация Практической Стрельбы (I.P.S.C.) официально была основана на Международной Конференции по Пистолетному Спорту в мае 1976 года. Сорок представителей со всего мира были приглашены для участия в Конференции, чтобы определить сущность и будущее практической стрельбы. Первым Президентом Международной Конфедерации Практической Стрельбы полковник Джефф Купер (США), который одним из первых отметил противоречие: сотрудники полиции, которые в течении многих лет отлично выполняют контрольные упражнения из табельного оружия в тире, в реальной ситуации не могут попасть в преступника с расстояния нескольких метров. Причиной такого феномена он считал устаревшие методики огневой подготовки.

Такие основополагающие понятия как меткость, мощность и скорость, а также строгое соблюдение мер безопасности при обращении с оружием в любых ситуациях стали базовыми принципами, на которых строится деятельность Конфедерации .

На сегодняшний день именно практическая стрельба считается наиболее перспективным направлением среди других направлений стрельбы из стрелкового оружия. Этот достаточно новый вид спорта имеет своей целью отработку техники обращения с оружием, наиболее полно соответствующей реальным ситуациям применения огнестрельного оружия. Как уже было сказано выше, девизом практической стрельбы является: DILIGENTIA — VIS — CELERITAS (Точность — Мощность — Скорость), то есть стрелок должен уметь быстро и точно стрелять из оружия с высокой отдачей по разнообразным целям, находящимся на различном расстоянии.

С появлением практической стрельбы резко изменились многие базовые понятия стрелковой подготовки. Так, например, основополагающий принцип спортивной пулевой стрельбы – умение делать точный выстрел – оказывался в практические стрельбе только началом технической подготовки, поскольку спортсмен должен помимо этого уметь еще и быстро выхватывать оружие и наводить его на цель, максимально быстро перезаряжаться, устранять задержки во время стрельбы, стрелять из неустойчивых положений, в движении, по неподвижным, появляющимся и движущимся целям. К тому же одним из главных отличий практической стрельбы является разнообразие мишенной обстановки: для каждого упражнения на любых соревнованиях готовится новая мишенная обстановка, набор препятствий и придумываются новые условия упражнений. Во время выполнения упражнений стрелку не может быть предписан фиксированный порядок действий, могут быть оговорены только исходное положение оружия и самого стрелка, а также мишенной обстановкой или набором препятствий стрелок может быть вынужден принять то или иное положение. В остальном же одним из основополагающих условий при создании и выполнении упражнений является свободный стиль.

Таким образом, большая часть предлагаемых в практической стрельбе упражнений требует скоростного заряжания и перезаряжания оружия, быстрого перемещения и смены стрелковых позиций, ведения огня из неустойчивых положений и в движении, что в свою очередь, формирует определённую технику работы с оружием.

Некоторые технические элементы, отработанные инструкторами и стрелками Конфедерации практической стрельбы, могут быть использованы при подготовке курсантов и слушателей .

Например, классическая техника стрельбы требует плавного нажатия первой фаланги указательного пальца на хвост спускового крючка, при этом нажатие обязательно должно быть направлено вдоль оси канала ствола, в противном случае пистолет будет уведен с линии прицеливания. Наоборот, предлагаемая в практической стрельбе техника удержания пистолета позволяет произвести в высоком темпе серию выстрелов с минимальным смещением оружия, причем это не зависит от того, какой именно частью пальца производится спуск курка.

В основу методики, которую используют инструктора по практической стрельбе, положен принцип жесткой фиксации пистолета в четырех контрольных точках – две точки в вертикальной плоскости и две точки в горизонтальной. Дело в том, что во время выстрела на короткоствольное оружие наибольшее воздействие оказывают два импульса – сила отдачи, направленная прямо-назад, и опрокидывающий момент, возникающий из-за того, что сила давления пороховых газов и сила сопротивления отдаче (рукоятка пистолета) расположены не на одной прямой и направлены в разные стороны. Следовательно, для того, чтобы добиться максимальной неподвижности оружия во время стрельбы, стрелок должен максимально уменьшить влияние этих вредных импульсов. На практике, для того, чтобы противодействовать отдаче, стрелок должен плотно вставить рукоятку пистолета в «вилку» между большим и указательным пальцами, зажав его основанием указательного пальца, основанием большого пальца и вторым суставом большого пальца, а для уменьшения опрокидывающего момента – сильно нажимать мизинцем и безымянным пальцами на нижнюю часть рукоятки.

Подобная техника особенно хорошо проявляет себя при стрельбе с двух рук, именно стрельба из пистолета с двуручным хватом и практикуется в основном в I.P.S.C. Левая рука, охватывающая кисть правой, которая удерживает оружие, более чем в два раза увеличивает устойчивость оружия. Для того, чтобы осуществить правильный хват пистолета, нужно отвести большой палец правой руки в сторону, а вместо него поместить основание большого пальца левой руки. Мягкое основание большого пальца сильно прижимает рамку к основанию указательного пальца, давящего навстречу. За счет увеличения площади опоры значительно увеличивается и усилие, которым прижимается рукоятка пистолета с правой стороны. Освободившийся большой палец правой руки кладется поверх основания большого пальца правой руки, при этом желательно его отвести в сторону, чтобы не оцарапать предохранителем на движущемся назад затворе. Безымянный палец и мизинец левой руки накладываются поверх таких же пальцев правой руки.

В практической стрельбе привычное всем совмещение мушки и целика («ровная мушка») заменяется технической наработкой извлечения пистолета из кобуры и вынесение его на линию прицеливания. В целом эта методика представляет следующее: выбрав точку прицеливания, обучаемый закрывает глаза, вынимает из кобуры пистолет и выносит его на линию прицеливания; затем, зафиксировав оружие в положении, когда, как кажется стрелку, ствол направлен на нужную точку, стрелок открывает глаза и при необходимости производит корректировку (если мушка пистолета смещена влево, рукоятка в ладони перемещается вправо и наоборот). Когда оружие примет правильное положение, оно запоминается обучаемым. Процесс повторяется до тех пор, пока пистолет, направленный в точку прицеливания с закрытыми глазами, не будет требовать дополнительных поправок. Считается, что если мышцы кистей рук стрелка запомнят нужное положение рукоятки, то на коротких дистанциях ведения огня (от 3 до 7 метров) быстрое наведение оружия будет осуществляться в основном за счет мышечной памяти.

Значительно отличается и сама стойка стрелка. При медленной стрельбе стрелок может не обращать внимания на то, что оружие сильно подбрасывает за счет отдачи – времени здесь много и поэтому после каждого выстрела возможно без суеты вновь наводить оружие на цель. Зато при стрельбе скоростной этот фактор является одним из основополагающих: сила отдачи от нескольких быстрых выстрелов может сильно отклонить корпус стрелка, а линия бросания оружия, в свою очередь, уходит все дальше от точки попадания. Именно поэтому в практической стрельбе рекомендуется использовать специфическую стойку, при которой вес тела перенесен на полусогнутую левую ногу, выдвинутую немного вперед. Наклон корпуса зависит от массы стрелка: чем она больше, тем наклон вперед должен быть меньше и наоборот. Локти рук разведены в стороны и зафиксированы в локтевых суставах. Считается, что чем шире разведены локти у стрелка, тем больше устойчивость оружия.

Все это в целом пересекается с требованиями, по которым строятся упражнения в практической стрельбе и, таким образом, позволяет активно использовать технические наработки для обучения и подготовки сотрудников силовых структур.

Несмотря на то, что многие наработки из практической стрельбы возможно использовать в повседневном учебно-тренировочном процессе, необходимо обязательно сказать и о том, что не стоит бездумно переносить принципы IPSC в систему базовой огневой подготовки сотрудников силовых структур.

Список литературы

  1. Крючин В..А. Практическая стрельба, 2006. 254 с.
  2. Иванников С.В., Рабазанов С.И., Рязанов О.Е. Использование элементов практической стрельбы из пистолета (формата I.P.C.S.) в системе огневой подготовки сотрудников ОВД. Учебно-методическое пособие. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.