Профессиональная этика и оперативно-розыскная деятельность: есть ли компромисс?

№50-2,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы профессиональной этики и оперативно-розыскной деятельности. Вопросы морали и этики для сотрудников данного направления служебной деятельности являются весьма острыми.

Похожие материалы

Традиционно к числу наиболее важных черт оперативно-розыскной деятельности принято относить то, что ее содержание составляют преимущественно негласные оперативно-розыскные мероприятия, как имеющие нейтральный характер, так и включающие в себя некоторые элементы принуждения и властных отношений, связанные с ограничением конституционных прав граждан. Данное обстоятельство оставляет место для циничных утверждений о том, что «вопроса морали и этики для профессионального оперативного работника не существует». Подобная позиция является результатом отражения поверхностного взгляда на существо оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем вопрос о нравственном содержании оперативно-розыскной деятельности является весьма острым, что, в свою очередь, обусловлено целым рядом реально существующих обстоятельств.

Законодательство, пусть и в наиболее общих чертах, но закрепляет принципиальные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности. Так, оперативно-розыскная деятельность, хотя и осуществляется путем проведения преимущественно негласных мероприятий, тем не менее, применяется только в исключительных случаях (когда возможности решить задачу гласным путем исчерпаны), в исключительных целях (выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации) и органами, должностными лицами, к исключительной компетенции которых ее ведение относится.

Таким образом, с формально-логических позиций оперативно-розыскная деятельность, будучи предусмотрена законом, уже нравственна, поскольку закон - высшая форма общественной морали.

Вместе с тем декларирование полного соответствия оперативно-розыскной деятельности принципам и нормам общественной морали было бы упрощением сложной проблемы. Для морали неприемлемы такие средства достижения цели, как насилие, ложь, обман, предательство. Хорошо известно, что, осуществляя оперативно-розыскные меры, оперативный работник так или иначе применяет метод административного принуждения или процессуального порядка, дезинформирует разрабатываемое лицо, морально маскируется или побуждает к этому другого человека. В связи с этим правомерно поставить вопрос, есть ли таким средствам объяснение или оправдание с позиций этики или они должны быть отвергнуты как аморальные. Не извратит ли их применение сущности самой цели? В данном случае налицо одно из основных положений, определяющих нравственные основы оперативно-розыскной деятельности, а именно: соотношение целей, стоящих перед оперативно-розыскной деятельностью, и средств, применяемых для ее достижения.

Одним из фундаментальных положений научной этики является то, что нет заранее обусловленных «добрых» или «злых» средств, а есть средства вынужденные. При этом она предписывает действовать по принципу: «цель определяет, а не оправдывает средства». Таким образом, любому оперативному сотруднику следует осуществлять подбор средства, имея в виду определенные параметры.

С этической точки зрения осуществление оперативно-розыскной деятельности в основе следует рассматривать как моральный компромисс, на который общество должно идти для достижения благородных целей, но который тем не менее предполагает, что в любом случае средство должно быть адекватно цели.

В отношении оперативно-розыскной деятельности надо отметить, что компромисс, наверное, наиболее тонкий и сложный акт морального выбора, где велик риск уничтожения нравственного характера цели в процессе ее достижения. Особенно контрастно этот риск проявляется, если проанализировать доминирующие мотивы применительно к мотивационной сфере, по которым граждане конфиденциально содействуют органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Большинство этих лиц социально неблагополучны, имеют какие-либо отклонения от норм поведения, часто преступное прошлое и в первом случае тесно связаны с преступниками, их окружением и т. п. Исходя из этого оперативным работникам нередко приходится находить компромисс между доминирующими в их сознании приоритетами нетерпимости в борьбе с преступностью и использованием помощи, исходящей от лиц из состава криминогенной среды. Морально-оценочный фактор существенно сказывается на снижении эффективности деятельности ввиду формальной несовместимости идеалов борьбы с преступностью и фактического сотрудничества с лицами, являющимися представителями преступной среды.

Рассматривая вопрос о критериях нижнего предела нравственной допустимости в оперативно-розыскной деятельности, необходимо учитывать, что с практической точки зрения их поиску при разработке решений, стоящих перед оперативными аппаратами задач, нередко сопутствует проявление крайней формы профессиональной трансформации моральных требований - их деформация - образование корпоративной морали, замкнутой на собственных интересах профессиональной группы оперативных работников. Очень часто корпоративные интересы профессиональной группы не соответствуют, а нередко противоречат сопредельным интересам общества, или группы людей, или отдельного человека. Нейтрализация этого явления в наибольшей степени зависит от интенсивности и содержания воспитательного воздействия, нацеленного не только на формирование мировоззренческих позиций, но и на разработку определенных правил поведения при решении служебных задач, имеющих ярко выраженную нравственную окраску. Таковы некоторые наиболее общие положения, характеризующие нравственные основы оперативно-розыскной деятельности.

Список литературы

  1. Россель, Ч. Разведка и контрразведка. - М. - 1998. - С. 70.
  2. См.: Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144 (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2005 года № 150). Ст. 2.