Некоторые вопросы анализа зарубежного опыта огневой подготовки сотрудников правохранительных органов

№50-2,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы зарубежного опыта огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов, в частности полиции США. Проведен анализ системы подготовки, выделены передовые наработки.

Похожие материалы

Некоторые вопросы анализа зарубежного опыта огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Как показывает анализ зарубежного опыта огневой подготовки, руководство правоохранительных органов США в последнее время все большее внимания уделяет выработке у своих сотрудников навыков умелого владения огнестрельным оружием. Причем уклон в этой подготовке делается на максимальном приближении тренировок к реалиям практической работы.

Раньше подход к данному вопросу носил достаточно формальный характер. Для официального получения личного оружия нужно было сдать довольно простой зачет, поразив мишень семью из десяти выстрелов в благоприятных условиях тира и не в полицейском форменном снаряжении, а в любой одежде. Однако с выходом в свет «Практического курса ФБР по стрельбе из пистолета» в практику обучения были включены упражнения с использованием различных дистанций и изготовок: стоя, лежа, в движении и др.

В тирах создавались условные ситуации (на улице, в жилом доме, из автомобиля и др.) с внезапным появлением мишеней, имитирующих обычных граждан и вооруженных преступников. Полицейскому отводились доли секунды на принятие решения, открывать огонь или воздержаться от стрельбы, чтобы не ранить случайную жертву.

Очередной шаг в приближении тренинга к условиям реальной обстановки произошел, когда выяснилось, что число погибающих от огнестрельных ран, уменьшилось незначительно. Статистика утверждает, что вооруженное противоборство преступников и полицейских чаще всего происходит на расстоянии 3-5 метров. Поэтому в курс тренировок было введено новое упражнение, предусматривающее отработку быстрой стрельбы по близко расположенной цели. Так, в падении нужно сделать 2 выстрела за 3 секунды по мишени, удаленной на расстоянии 1,5 метра. Для приближения стрельбы к жизненным реалиям в тире оборудуются «декорации» для ведения огня из окна, из-за двери, с бордюра тротуара и т.п.

Выполнение упражнений проводится в полицейском обмундировании (например, в бронежилетах), соответствующем конкретным боевым задачам и определенным погодным условиям (дождь, грязь, снег). Хотя экипировка создает неудобства при обращении с оружием, сотрудников стараются научить приспосабливаться к ним. Признано, что дополнительный дискомфорт в ходе обучения боевым приемам способствует приобретению необходимых навыков и соответствующих реакций, которые могут в определенных обстоятельствах спасти полицейскому жизнь.

Современная огневая подготовка может быть успешной при хорошей учебно-материальной базе, позволяющей создавать мишенную обстановку и условия, максимально приближенные к реальным. Нужно использование средств и приемов, намеренно вызывающих у выполняющих стрельбы высокое внутреннее напряжение, требующих умения подавлять волнение (возможно и страх), проявлять самообладание, мобилизовать все силы .

С этой целью при огневой подготовке используются полигоны или закрытые тиры, позволяющие моделировать внезапное появление и перемещение целей, шумы и звуки, характерные для экстремальной обстановки, ответный огонь противника. Нередко они оборудуются киноэкранами, компьютерами, средствами имитации усложненной обстановки (например, взрывов гранат и мин, пожаров, дыма) . Активнее стали использоваться компьютерные программы, передающие на экран-мишень компьютера изображения правонарушителя в задаваемых ситуациях (с наведенным оружием, с захваченным заложником, убегающего, нападающего и т.д.). Сотрудник обязан мгновенно сориентироваться и принять решение о применении оружия.

В США при подготовке полицейских используются электронные тиры. Это учебный класс с экраном 2x2 метра с вогнутой поверхностью, при демонстрации на котором сюжета создается иллюзия объемного пространства. Обучаемый с лазерным «оружием» принимает исходное положение в 3—4 метрах от экрана. При выполнении упражнения на экране создается ситуация, воспринимая которую обучающийся должен принять решение на применение оружия, оценивая его правомерность, и произвести «выстрелы». На экране под влиянием лазера сразу появляются отметки: при промахе — синего цвета, при ранении — желтого, при попадании в жизненно важную точку тела (смертельное ранение) — красного. В нижней части экрана по окончании упражнений появляются показатели: время стрелявшего (с момента появления необходимости применить оружие и до начала стрельбы), количество сделанных выстрелов, достоинства попаданий и количество промахов.

Вот пример одного из таких сюжетов. Полиция получила информацию о том, что с крыши одного из домов террорист ведет огонь из автомата по идущим внизу прохожим. Парный полицейский патруль поднимается на крышу и незаметно обходит террориста сзади. Укрываясь за надстройками, они приближаются к террористу и расходятся. Один из них командует террористу: «Прекратить огонь! Полиция! Бросай оружие!». Террорист подчиняется, кладет на крышу автомат. Полицейский: «Бросай оружие!» Террорист начинает медленно поднимать руки, но правая рука, сместившись быстро назад, показывается затем из-за спины с пистолетом. Возникает угроза жизни полицейского, при которой, по законодательству США, он имеет право применить оружие. Поэтому второй полицейский открывает огонь по преступнику. В зависимости от достоинства попадания сюжет имеет продолжение. Если допущен промах или преступник получил легкое ранение, он стреляет и попадает в одного из полицейских.

Известно, что сильное психологическое воздействие, особенно на новичков, оказывает свист пуль, пролетающих рядом. Обычно имитация таких звуков производится с помощью магнитофонов. Есть и другой опыт: полигон, стрельбище оборудуется траншеей (окопом), прорытой поперек линии стрельбы вблизи мишеней; сверху она прикрывается надежно закрепленной густой и прочной сеткой (для безопасности); выход из траншеи делается (тоже для безопасности) далеко за пределами сектора стрельбы. Обучающиеся, свободные в данный момент от стрельбы и ожидающие своей очереди, заводятся в траншею организованно, по командам и под руководством старшего, назначенного и проинструктированного руководителем стрельб. Находясь в траншее, сотрудники имеют возможность многократно слышать свист и шлепанье пуль, постепенно привыкая к этим звукам и не реагируя повышенным внутренним напряжением.

Бесспорно, полезен и тренажер с видом противника, внезапно выхватывающего пистолет. Задача обучающегося — уловить начало действий противника и упредить его в выхватывании своего пистолета из кобуры и производству выстрела. Тренажер фиксирует и сличает время действий противников, показывая, кто упредил и насколько. Отрабатывается действия с выниманием пистолета из различно расположенной кобуры (прикрепленной к поясному ремню спереди или сзади, на плече или подмышкой, на ноге и пр.), но именно той, которая будет у данного сотрудника.

Полезно у всех сотрудников воспитывать привычку проведения постоянного самостоятельного тренажа (в свободные минуты) скоростного извлечения незаряженного пистолета из кобуры с принятием положения для стрельбы, подготовке его к выстрелу, заряжанию и перезаряжания с производством «выстрелов» вхолостую.

За рубежом активно применяется отработка «интуитивного» метода стрельбы по мишеням в рост человека с черным кругом в области солнечного сплетения и расходящимися от него белыми и черными кольцами. Выполняющий упражнение находится в 7 метрах от мишени, держа оружие двумя руками под углом 45 градусов. По команде он выполняет в темпе (3 — 5 секунд) 6 выстрелов подряд. Первое упражнение считается освоенным, когда все попадания в мишень будут находиться внутри второго круга, имеющего диаметр 20 сантиметров. Второе упражнение выполняется с 3 метров в максимальном темпе до достижения той же точности.

Пока мало выполняется стрельб с выполнением уклоняющихся действий (резкой сменой позиции, падением, перекатом, кувырком, применением кривой ухода с линии огня — «маятника» и пр.). Они должны предваряться имитацией стрельбы с выполнением частых и глубоких наклонов, выступов в стороны, поворотов туловища, стремительных приседаний, бега противотоком с постоянным визуальным контролем действий противника. Порой они с неохотой выполняются обучающимися из ложного комплекса «стыдливости, недостойности». Для отучения сотрудников от пренебрежения уклонами в США для имитации стрельбы противника применяют специальные пистолеты, заряженные красящими пулями. Попадание такой пули в полицейского, пренебрегающего мерами безопасности, вызывает у «героя» болезненные мысли и он начинает серьезно стараться, чтобы не быть «убитым».

Навык стрельбы в движении отрабатывается в упражнении, начинающемся движением с 40 — 50 метров от мишени с применением различных уклонов и выполнением 2 — 3 выстрелов с рубежей 25 и 10 метров. Выстрелы делаются с остановкой, в неподвижной стойке, так как попасть в цель на бегу практически невозможно. Усложнение: стрельба по 2 —4 целям, рассредоточенным по фронту и расстоянию.

Изложенные педагогические подходы к совершенствованию огневой подготовки и ее нацеливанию на подготовку к успешному применению оружия в экстремальных условиях достаточно известны, а польза от них очевидна. Однако нередко стрельбы осуществляются по старинке, приближения к реальным условиям опасаются, удовлетворяются высокими показателями стрельб в простых условиях, оказывая «медвежью услугу» сотрудникам и делу.

Список литературы

  1. Ханахмедов А.С., Флоча В.М., Рабазанов С.И., Трепалин В.А., Вяткин А.П., Синельщиков А.А. Огневая подготовка полиции: курс лекций / Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2011. С. 313-315.
  2. Рабазанов С.И., Рязанов О.Е., Иванников С.В. Методика использования технических средств обучения на практических занятиях по огневой подготовке. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, практических сотрудников, курсантов, слушателей образовательных организаций системы МВД России / Рязань, 2015.