К вопросу о физической культуре и спорте в системе ведомственного образования МВД России

№51-2,

педагогические науки

В статьи рассмотрены некоторые вопросы повышения эффективности образовательного процесса, в частности физической культуры и подготовки в ведомственных вузах МВД России.

Похожие материалы

Преобразования в рамках продолжающейся реформы в системе Министерстве внутренних дел России обусловили достаточно большое сокращение численности личного состава, при сохранении прежнего количества решаемых задач, что требует от сотрудников ещё большего объёма профессиональных знаний, опыта, умений и навыков, необходимых при решении оперативно-служебных задач. Одними из приоритетными сегодня считаются такие направления технологий образования в высшей школе, которые имеют целью повышение эффективности образовательного процесса за счёт внедрения современных технологий обучения и прежде всего информационных, направленных на повышение мотивации, создание благоприятных условий для разностороннего гармоничного развития личности. Перспективными признаются стратегии совершенствования образовательной деятельности на основе её гуманизации и гуманитаризации, учитывающие в построении содержания и форм педагогического процесса возрастные и индивидуальные особенности личности.

Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Физическая культура свои образовательные и развивающие функции наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Теперь перейдем к непосредственно к задачам физического воспитаниям

В процессе физического воспитания курсантов решаются следующие основные задачи:

  • понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • знание научно–практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • формирование мотивационно–ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни;
  • физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально–прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность курсанта к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкультурно–спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей .

Будущему офицеру ОВД в изменившихся условиях оперативно–служебной деятельности необходимы устойчивые нравственно–волевые качества, хорошая физическая подготовленность, здоровье и, как следствие этого, готовность к профессиональной деятельности. Становление и формирование этих качеств, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, начинаются в период обучения в ведомственном вузе, а воспитание будущих офицеров полиции является приоритетным направлением. Повышение роли воспитания в процессе физической подготовки в жизни высшей профессиональной школы не уменьшает ее образовательных функций. Более того, изменения в характере деятельности выпускников в органах внутренних дел придают еще большее значение обучению, обуславливают необходимость постоянного повышения качества учебных занятий, чтобы в целостном педагогическом процессе превратить обучение в важнейшее средство. Главное – в глубоком осмыслении связей между учебно–тренировочным процессом и практической деятельностью, понимании значения фундаментальных теоретических положений, что превращает процесс обучения в один из основных факторов формирования взглядов и убеждений, навыков и привычек дисциплинированного поведения курсантов.

Педагогическая практика свидетельствует, что при большом значении внеаудиторной воспитательной работы (спортивные секции, консультации, учебно–тренировочные сборы, соревнования) эффективность последней неразрывно связана с качеством решения воспитательных задач, реализуемых в ходе учебно–воспитательного процесса на практических занятиях. Но в целом успех профессионального воспитания курсантов в процессе занятий по физической подготовке в значительной мере зависит от полноты и эффективности использования воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения, в педагогическом мастерстве профессорско–преподавательского состава кафедры физической подготовки.

Профессиональное воспитание в процессе физической подготовки охватывает разные стороны личности курсанта (познавательную, мотивационную, деятельностную) и предполагает достижение практического результата – прочного и необратимого формирования у курсантов вуза МВД России профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение будущими сотрудниками своего долга; развития у них целеустремленности и уверенности, готовности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения в разнообразных условиях оперативно–служебной деятельности. Их объективной оценке во многом будут способствовать критерии профессионального воспитания: ценностно–смысловой, мотивационно–целевой, деятельностный и их показатели.

Список литературы

  1. Энциклопедия физической подготовки, Захаров Е.Н., Карасев А.В. М., С.391.