Об использовании в учебном процессе активных методов обучения

№51-2,

педагогические науки

В данной статье раскрыты некоторые вопросы использования в образовательном процессе активных методов обучения. Обоснована актуальность тематики и необходимость их внедрения.

Похожие материалы

Современный этап развития высшей школы связан с повышением качества подготовки специалиста. Главной задачей является подготовка обучающихся, творчески мыслящих, способных на практике применять полученные знания и умения (компетенции), аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Одни из свежих исследований по педагогике и психологии ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации учения.

В настоящее время, как показывают многие исследования, у многих обучающихся эта мотивация занижена. Поэтому главная задача, которая стоит перед преподавателем – это раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие дидактические средства и возможности, которые пробуждали бы мыслительную активность обучающихся и интерес к изучаемым учебным дисциплинам.

Поэтому немаловажно на занятиях важно создать такие условия, при которых у обучающихся появится заинтересованность и желание к изучению дисциплины. Очень часто главной целью при изучении той или другой дисциплины для многих студентов остается не извлечение знаний для своего развития и самосовершенствования, а получение зачета или успешная сдача экзамена. Поэтому необходимо постоянно стимулировать развитие у них познавательного интерес. Они должны осознать, зачем им данная дисциплина, какова его практическая значимость в их будущей деятельности. Таким образом, безусловно, при изучении любой дисциплины на первом месте должен находиться мотив.

Сегодня продолжаются активные поиски новых методов в обучении, способных стимулировать устойчивый познавательный интерес к процессу обучения и существуют различные подходы. Как отмечают многие авторы признание личностно–ориентированного подхода в качестве новой парадигмы образования и воспитания привело к изменениям в постановке целей, в отборе содержания, принципов и технологий обучения. И тут очень важно найти дифференцированный подход к обучающемуся, учитывать его возможности, склонности, потребности.

Хотелось бы отметить, что одним из важных моментов является то, что акцент делается не на подаче готовых знаний, а на побуждение учащихся к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям.

Необходимо также отметить, что личностно–ориентированный подход предполагает, что, проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала, учащиеся исходят из своих потребностей, интересов, и это придает обучению личностный смысл. Этот подход предусматривает также развитие у них умения видеть себя «со стороны», самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

Личностно–ориентированный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы в обучении, способствующие развитию творческих способностей, мышлению, умению перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные. Наиболее современные технологии обучения – это обучение в сотрудничестве, метод проектов, включение таких видов работ, которые вызывают эмоциональную разрядку студентов.

Выбирая метод обучения, преподаватель должен учитывать, что главное при изучении дисциплины – это формирование знаний, умений, навыков, а также воспитание и развитие обучающихся. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, но использование их в системе поможет достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний и в развитии их мыслительной активности. Выбор методов зависит от ряда условий: от специфики содержания изучаемого материала, от общих задач подготовки специалистов, от учебного времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава обучающихся, от наличия средств обучения.

Положительный результат для формирования аналитических умений студентов находится в прямой зависимости от средств и условий, в которых будет формироваться данное качество. Можно выделить следующие условия:

  1. индивидуальный подход;
  2. создание комфортных (психологических) условий, в которых будет раскрываться творческий потенциал;
  3. тщательный отбор учебного материала, интересный для своих подопечных;
  4. внедрение в учебный процесс новых технологий в обучении.

Как отмечают многие исследователи, аналитические умения формируются в различных познавательно–исследовательских упражнениях, ситуативно–игровых упражнениях, проблемных ситуациях, различных конкурсах, ролевых играх. Все это способствует активизации мыслительной деятельности, а именно умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы, то есть активизации аналитических операций.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности активные методы обучения делятся на:

  1. неимитационные;
  2. имитационные, которые предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности, иначе говоря, имитируются как ситуация, так и сама профессиональная деятельность;
  3. неигровые, предполагающие анализ конкретных ситуаций; решение ситуационных задач; упражнения на выполнение индивидуальных задач;
  4. игровые, имитирующие деятельность на тренажере; разыгрывание ролей (ролевая, деловая игра).

Отличием активных методов обучения от традиционных является то, что они способствуют активизации мышления студентов. По мнению А.А. Вербицкого , именно активное обучение формирует у студентов познавательную мотивацию. Таким образом, как считает А.А. Вербицкий, понятие «активное обучение» знаменует собой переход к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым формам и методам, обеспечивающим порождение познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, условий для творчества в обучении.

Как показывает практика, обучающиеся принимают активное участие в дискуссиях, в ролевых, деловых, ситуативных играх, включающих микро и макроэтюды в различных проектах. Метод проектов как один из достаточно эффективных методов развития критичности мышления получил большое признание среди педагогов.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями .

Так Е.Н. Полат подчеркивает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления.

Рассмотрим к приему метод проектов, который направлен на реализацию творческого потенциала обучающихся, нестандартность мышления, на развитие их мыслительной деятельности, учит отбору и анализу информации, что необходимо будущему специалисту в его профессии.

Этот метод предполагает сотрудничество обучающихся и преподавателя. Первые становятся активными участниками, а вторые направляют их деятельность и помогают им.

Опыт работы преподавателей в вузах подсказывает, что при традиционной форме проведения занятий, менее подготовленные обучающиеся отмалчиваются, стесняются, боятся дискутировать и высказывать свою точку зрения. Активная же форма, которая проходит в непринужденной обстановке, в которой обучающиеся не испытывают психологической закрепощенности, поэтому всегда может быть привнесено что–то свое в этот вид деятельности.

Таким образом, каждый обучающийся в работе над проектом вносит свой вклад в его реализацию в зависимости от знаний и личных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы. Деятельность их носит целенаправленный, осмысленный характер. Осуществляется взаимодействие друг с другом и преподавателем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта.

Именно применение активных методов в отличие от традиционных, активизирует мыслительные процессы обучающихся, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит анализировать информацию, строить связное логичное высказывание, учит общению друг с другом, умению правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого человека. Все эти умения имеют большое практическое значение для будущей профессиональной деятельности, все это является фундаментом их будущей профессии.

Таким образом, можно утверждать, что активные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона при изучении учебных дисциплин, что ведет к развитию устойчивого интереса к их овладению.

Список литературы

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С. 15.
  2. Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов. М., 2005. С. 45.