К вопросу о профессиональной готовности курсантов и слушателей вузов МВД России

№51-2,

педагогические науки

В статье раскрыты вопросы формирования целостной компетентной личности обучающихся вузов МВД России. Формирование профессиональной готовности является важным показателей сформированности различных компетенций у будущего сотрудника правоохранительных органов.

Похожие материалы

Проблема повышения эффективности образовательного процесса, в том числе и в ведомственных вузах исследуется в педагогической науке в течение уже достаточно длительного периода, но, несмотря на это, единая методология оценки дидактической эффективности процесса обучения остается актуальной. Выводы, которые сегодня можно встретить в научной литературе, нельзя считать окончательными, поскольку они, как правило, базируются на результатах педагогических экспериментов, имеющих весьма существенные условности и ограничения.

Смена образовательной парадигмы от знаниевой, предметной к парадигме достижений, предполагающей становление целостной компетентной личности, а критерии качества образования, определяемые объемом фактических знаний и умений выпускника, в значительной степени трансформировались.

В целом ряде зарубежных и отечественных источников высказывается даже мнения о том, что на современном уровне развития педагогической науки невозможно оценить качество сформированности различных компетенций будущих специалистов, а также степень эффективности того или иного дидактического метода или приема. Вопреки этому, большинство ученых–педагогов, взгляды которых мы разделяем, придерживаются другого мнения и считают, что, несмотря на отсутствие возможности производства прямых измерений отдельных характеристик психики обучающихся, можно косвенным путем, используя соответствующие методики, получать достоверные результаты исследований. Все сказанное в полной мере относится и к оценке дидактической эффективности формирования профессиональной готовности будущих специалистов.

Процесс подготовки сотрудников органов внутренних дел является сложным, противоречивым и многогранным, значит оценить качественные и количественные параметры его динамики довольно сложно. Поэтому необходимо определить критерии и показатели сформированности профессиональной готовности будущего «стража порядка». Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку от качества подготовки выпускников зависит эффективность решения ими оперативно–служебных задач. Под профессиональной готовностью целесообразно понимать систему профессионально–значимых качеств и психологических качеств личности, необходимых выпускнику вуза МВД России для самостоятельного несения службы в различных подразделениях .

Исходя из этого, представляется целесообразным, для выделения критериев профессиональной готовности в рамках обучения сотрудников органов внутренних дел провести анализ следующих направлений деятельности курсанта (слушателя):

  • степень сформированности потребности в учебно-служебной деятельности и способы ее удовлетворения;
  • отношение к выполняемой деятельности;
  • проявление самоорганизации и самовоспитания в учебной и служебной деятельности;
  • целостное обеспечение профессиональной подготовленности курсанта (слушателя) средствами учебно–познавательной деятельности;
  • содержание преобладающей мотивации в деятельности и ее направленность;
  • системность, глубину и прочность усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для понимания сущности природных и социальных процессов функционирования специальной деятельности выпускника вуза МВД России, их применение при выполнении функциональных обязанностей;
  • правильное выполнение профессиональной деятельности, обусловленное наличием соответствующей подготовленности.

Таким образом, о сформированности профессиональной готовностии будущего полицейского можно судить на основании того, как и в какой конкретной форме реализуется на практике система профессионально–значимых качеств, направляющих личность на практическое применение ее норм, помогающих адекватно организовать профессиональную деятельность.

Система критериев оценки сформированности профессиональной готовности полицейского, основывается на требованиях к содержанию подготовки специалиста в условиях профессионального обучения, которая разработана на основе результатов анализа литературы по проблеме исследования.

Проведя анализ литературы считаем целесообразным использование следующих дидактических критериев оценки сформированности профессиональной готовности выпускника вуза МВД России к служебной деятельности:

  • объем, качество и прочность усвоения специальных профессиональных знаний, умений и навыков;
  • качество выполнения заданий и действий при решении профессионально–ориентированных задач;
  • мотивация и готовность обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности.

С целью проведения качественной оценки профессиональной готовности курсантов (слушателей) вуза МВД России для обозначенных критериев, по нашему мнению, необходимо ввести следующую систему соответствующих показателей:

  • объему и качеству усвоения специальных знаний, умений и навыков соответствует показатель среднего балла по дисциплине (промежуточная и итоговая аттестация);
  • прочности усвоения знаний, умений и навыков – остаточные знания (тестовые задания);
  • качеству выполнения заданий и действий при решении профессионально–ориентированных задач – экспертные оценки выполнения поставленных задач;
  • мотивации и готовности, обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности – удовлетворенность избранной профессией, потребность в самообразовании, самооценка курсантов (слушателей).

Как правило, преподаватели вуза в качестве критериев оценки своей деятельности называют академическую или учебную успеваемость слушателей по преподаваемой дисциплине. Если формально относится к проблеме эффективности обучения, то выпадает самое важное звено профессионального образования – воспитательный и развивающий характер.

В процессе профессиональной подготовки происходят существенные изменения у молодых людей – формируется профессиональное самосознание и профессиональные ценности, развиваются профессионально значимые и личностные качества. Именно эти внутренние изменения, появляющиеся в результате целенаправленного и организованного процесса обучения и воспитания в вузе, находят свое отражение в педагогической отметке5.

Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод о том, что профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел в современных условиях подчинена достижению конкретной цели гарантированному выполнению государственного заказа на подготовку полицейских с заранее заданным квалификационным уровнем профессиональной подготовленности. Формирование основного блока профессионально–значимых качеств осуществляется при изучении профессиональных и специальных дисциплин на основе моделирования служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Практико–ориентированный подход как средство формирования профессиональной готовности сотрудников полиции является в данном случае одним из перспективных путей решения проблемы формирования профессиональной готовности курсантов (слушателей) вуза МВД России.

Список литературы

  1. Богатырев К.В. Организационно–правовое обеспечение специальной первоначальной подготовки кадров Российской Федерации и зарубежной полиции, М., 2004. С. 50.