Некоторые аспекты совершенствования образовательной и воспитательной деятельности в системе высшего образования

№51-2,

педагогические науки

В статье рассмотрены некоторые вопросы совершенствования образовательной и воспитательной работы в системе высшего образования. Обоснована актуальность выбора тематики. так как подготовка высокопрофессиональных специалистов - важная и ответственная задача перед обществом. Обозначены основные направления работы.

Похожие материалы

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов» . А построение социального государства невозможно без хорошо образованных и воспитанных граждан.

На настоящем этапе образовательный процесс в высших учебных заведениях должен сопровождаться не только освоением знаний, умений или компетенций в рамках какой–либо учебной дисциплины, но и с формированием у обучаемых высоких патриотических, профессионально–нравственных и моральных качеств.

Выпускник вуза должен отличаться интеллигентностью. Мало нести знания, важно еще и акцентировать внимание на вопросах воспитания. Воспитание – одно из основополагающих педагогических явлений. В учебно-воспитательном процессе тяжело отдать предпочтении и определить что все же важнее. Только в совокупности оно может дать необходимый результат. Воспитание представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности обучаемого к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, самоопределение и самореализация в жизни.

Подготовка высокопрофессиональных специалистов – очень ответственная задача. И доверить её можно далеко не всем, а только тем, кто хочет и может этим заниматься.

Чтобы получить вкусные плоды, надо зёрна бросать в плодородную почву, поливать, удобрять, рыхлить землю, регулировать освещение. Чтобы вырастить высокопрофессионального специалиста очень важно заботиться о своих подопечных, не только понимать, чувствовать их, но и любить.

Формализм в работе, отсутствие индивидуального подхода к обучаемому является «главным врагом» воспитательного процесса.

К основным направлениям в работе можно отнести:

  • профессионально–нравственное воспитание, укрепление служебной дисциплины и законности,
  • героико–патриотическое воспитание.

Духовно–нравственное воспитание включает и целенаправленный процесс по формированию у обучаемых гражданской активности, высоких моральных качеств, осознанной готовности выполнять свой долг (например, профессиональный, семейный). Профессиональный долг входит в жизнь человека, когда начинается его профессиональный путь. Понятие о нем в индивидуальном сознании складывается в процессе взаимодействия с профессиональной общностью благодаря освоению представлений, отраженных в личностных и надличностных формах ее профессионально–нравственного сознания. При этом, поскольку интериоризация, «присвоение» индивидом содержания профессионального сознания трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме, постольку не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга – системы предписаний, которым необходимо следовать. Нельзя недооценивать и влияние семьи на воспитание будущих специалистов.

Семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства, отвечающий за социализацию новых поколений. В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурно–духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность. Сегодня необходимо возрождать авторитет базовых семейных ценностей и традиций. Важно помнить, что на отношение молодёжи к нормам права и нормам морали влияет и характер воспитания, моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей. Базовые семейные ценности – это по существу базовые ценности всего общества, ячейкой которого является семья.

Для возрождения семейных базовых ценностей, необходимо на законодательном уровне очистить информационное поле, особенно телевизионное, выливающее на каждую семью поток негативной разлагающей информации, направленной на дискредитацию семейных и нравственных ценностей, наносящий вред как психическому, так и физическому здоровью подрастающего поколения.

Ни в одной цивилизованной стране нет такого объёма насилия на национальном экране, как в России. Необходимо помнить, что кровь, пролитая на экране прямо пропорциональна крови пролитой на улицах.

Система социально–нравственных координат у молодёжи формируется на реальных очевидных поведенческих штампах тех людей, которые для них являются авторитетом. Воспитание – это и генетическое наследие и социальная среда. Необходимо воспитывать молодое поколение на личном примере.

Педагогам и воспитателям просто необходимо акцентировать внимание обучаемых на духовно–нравственных ценностях общества, которые лежат в основе права, на чём зиждется ментальность нации, что формирует её архетип.

Образцово воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Необходимо всесторонне развивать личность обучаемого, где преимущество перед образованностью отдавать нравственному началу.

Таким образом, мы можем полагать, что организация воспитательного процесса в высшем учебном заведении закладывает у обучаемых основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых они могут научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются государство и общество.

Список литературы

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета 2011