Некоторые вопросы о формирования компетенций у обучающихся в учебном процессе

№51-2,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены некоторые аспекты формирования компетенций в образовательном процессе. Выделен компетентностный подход как методологическая основа разработки модели будущего специалиста.

Похожие материалы

В образовательном процессе компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально–профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения для учреждений высшего профессионального образования.

Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно курсант или слушатель будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Переход на отражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности в образовательном процессе, адекватно соответствующей новым требованиям профессионального образования. При этом акцент с содержания (что преподают) переносится на конечный результат (какими компетенциями овладеют курсанты и слушатели, что они будут знать и уметь делать). Фокусирование образовательного процесса на достижение курсантами и слушателями заданного результата образования делает преподавателя, курсантов и слушателей равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью.

Компетентностный подход в подготовке специалистов основан на принципе опережающего образования, является системным и междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты, прагматическая и гуманистическая направленность. Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его предметно–профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные профессиональные задачи.

На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса у курсантов и слушателей должны сформироваться ключевые компетенции, которые, во–первых, являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, и, во–вторых, – необходимым условием повышения качества профессионального образования.

Выпускник высшего образовательного учреждения МВД России должен обладать компетенциями, не связанными с предстоящим конкретным местом работы, а основанными на свойствах личности, которые можно применять в самых различных жизненных ситуациях и благодаря которым он будет способен творчески соотносить свои знания в соответствии с профессиональными требованиями и в совместной работе с другими членами общества. К таким компетенциям следует отнести:

  • социально–личностные;
  • экономические и организационно–управленческие;
  • общенаучные;
  • общетехнические;
  • общепрофессиональные;
  • специальные.

Социально–личностные, экономические и организационно управленческие, общенаучные и общетехнические компетенции служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к дальнейшему профессиональному совершенствованию. Общепрофессиональные и специальные компетенции (профессионально ориентированные знания и навыки) отражают объектную и предметную ориентацию подготовки и являются необходимой базой для профессиональной деятельности . Основой формирования всех компетенций является высшее профессиональное образование.

Одним из условий повышения качества профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России является тщательная паспортизация компетенций, которая включает в себя составление карты каждой компетенции и разработку отличительных признаков (дескрипторов) уровней сформированности компетенций для бакалавра и магистра.

Составление карты компетенции включает:

  1. определение названия компетенции, ее содержания;
  2. составление перечня признаков проявления компетенции;
  3. формулировку концепции формирования компетенции;
  4. выбор форм, методов и средств формирования компетенции;
  5. отбор методов оценки уровня сформированности компетенции.

Разработка отличительных признаков уровней сформированности компетенций для бакалавра и магистра предопределяется:

  1. выделением отличительных признаков сформированности компетенций в соответствии с принятой классификацией уровней целей;
  2. установлением порогового (нормативного) уровня проявления компетенции для бакалавра и магистра;
  3. определением повышенных (относительно порогового) уровней: 1) по одному основному признаку, 2) по всем признакам, 3) по нескольким признакам компетенции.

Таким образом, мы рассмотрели небольшую часть вопросов, связанных с видами, структурой и спецификой компетенций.

Список литературы

  1. Гандшер В. «Концепция компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 2013.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"