К вопросу о подготовке специалистов высших образовательных организаций на современном этапе

№52-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы подготовки специалистов высших образовательных организаций на современном этапе. Дано понятие компетентностного подхода в обучении, раскрыты цели и задачи. Проведен анализ отечественного образования и зарубежных стран.

Похожие материалы

На современном этапе модернизации общества особое внимание уделяется науке и образование, в особенности высшее. С одной стороны, высшее образование повышает гарантии личности не только в части более или менее успешного трудоустройства и достижения определенного материального благополучия, но и её общего разностороннего развития. С другой стороны, высшее образование повышает гарантии выживания общества, а точнее сказать, предопределяет его возможности выйти на современные рубежи общего прогресса – научно–технического, экономического, социального. Если страна не решит вопроса научного обеспечения модернизации образования, она не сможет решить все остальные вопросы своего существования как относительно самостоятельного субъекта мировой цивилизации.

Получение качественного образования, особенно высшего, все более становится главным фактором воспроизводства науки, а вместе с ней главным фактором воспроизводства современной цивилизации. А в случае с Россией – российской субцивилизации (как ветви, в общем и целом, европейской цивилизации). В этом плане высшая школа выступает в многоплановой роли. С одной стороны, она – кузница кадров социальной инженерии. Это касается, прежде всего, специальностей социально–гуманитарного, экономического профиля, но также и специальностей естественно–научного и технического профиля (хотя бы в рамках цикла общих гуманитарных и социально–экономических дисциплин). Сплошь и рядом специалисты инженерно–технического профиля становятся со временем руководителями различных уровней и вынуждены решать социальные вопросы. Они должны быть к этому готовы. С другой стороны, значительна и ответственна роль вузов в развитии гуманитарных и социальных наук, особенно в части решения актуальных проблем современного социально–экономического, духовно–культурного развития страны. Здесь важны инновационные подходы в организации научных исследований, в формировании тематики и направлений исследований в соответствии с новыми реалиями жизни общества (рынок, тенденции развития бизнеса и т. д.). Не менее ответственна роль вузов в социализации личности или, говоря современным языком, в социальной и воспитательной работе со студентами. Разностороннее воспитание личности помимо традиционных требований (гражданственность, ответственность за свои поступки и т. д.) должно включать понимание роли науки в современном мире, уважение к ней.

Модернизация образования на основе реализации компетентностного подхода приводит систему отечественного образования в соответствие с современными общеевропейскими требованиями. Практическая направленность компетентностного подхода, принятого в качестве основного концепта модернизации российского образования, была задана материалами Симпозиума Совета Европы, где подчеркивалось, что для результатов образования важно знать не только что, но и как делать. Развитие компетенций в рамках образования многие исследователи связывают с трансформированием современного общества и, в особенности, сферы труда. Эти изменения в свою очередь объединены с небывалыми темпами научно–технического прогресса, стремительным совершенствованием технологий практически во всех областях науки и техники.

В западной педагогике компетентностные педагогические цели, ценности и соответствующие технологии обучения и тестирования органично выросли из размышлений и действий, направленных именно на преодоление недостатков образования. К примеру, способность общаться с людьми, самостоятельно решать возникающие проблемы и т.д. – это универсальные качества, не зависящие от сферы профессиональной деятельности и сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, их не развивает.

Государственные образовательные стандарты третьего поколения содержат требования к выпускникам вузов, сформированные в виде компетентностей. При разработке этих требований экспертами выступали работодатели, поскольку задачей высшей школы является подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, отвечающих требованиям работодателей не только в плане профессиональной подготовки, но и обладающих необходимыми личностными качествами, организаторскими и коммуникативными навыками и способностями.

Достижению этих целей во многом способствует развитие академической мобильности студентов и преподавателей. Академическая мобильность – это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно–управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые по какой–либо причине недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы.

Академическая мобильность является одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. Эксперты отмечают, что в реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения.

Выезд студентов в другие страны с целью получения образования – не новый феномен, в некоторых странах он имеет свои исторические корни. При этом особое внимание заслуживают геополитические факторы, которые накладывают определенный отпечаток на развитие академической мобильности в той или иной стране. Тем более, что академическая мобильность студентов исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый его участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и «иной» культуры.

Все это способствует развитию таких качеств, как: умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить критически; способность к межкультурной коммуникации; способность признавать недостаточность знания, т. е. знание о недостатке знания, которое определяет мотивацию к учебе; способность изменять самовосприятие; способность рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте; знание о других культурах через осознание ценностей своей родной культуры и др.

Анализ опыта российских высших учебных заведений в развитии академической мобильности студентов позволяет сделать вывод, что для успешного развития академической мобильности необходимо разработать стратегию этого направления, которая вписывалась бы в общую программу интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки в рамках концепции модернизации российского высшего профессионального образования.

Таким образом, успешное реформирование высшего образования в условиях развития рыночных отношений, реализация потребностей личности в высшем профессиональном образовании, защита прав и интересов граждан в этой сфере, развитие негосударственного образования требуют повышения эффективности управления высшим образованием на соответствующей научно–теоретической основе, совершенствования форм и методов государственного воздействия на вузы, определения роли и места вузов и самого студенчества в этих процессах, следовательно, и четкой правовой регламентации их статуса.