К вопросу о факторах личностного и профессионального роста обучающихся

№52-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемами изучения личности. Указано актуальность исследования данной проблематики. Раскрыты понятия направленность личности, установка, потребности. Проведен анализ основных компонентов структуры и характера направленности личности.

Похожие материалы

Исследования, связанные с проблемами личности, в частности внешними и внутренними факторами является в настоящее время более, чем актуальным и представляют серьезный интерес.

Индивидуальный, уникальный для каждой личности жизненный путь, прежде всего, определяется ее направленностью, которая объединяет многообразные детерминанты ее существования и выполняет по сути ориентирующую функцию, определяя тенденции поведения и деятельности.

Под направленностью личности понимают общую направленность человеческой мотивации, включая в нее потребности2, интересы, знания, взгляды, убеждения3, идеалы, ценностные ориента-ции4, взятые в качестве ведущих идейных, нравственных мотивов личности5, находящихся в определенной иерархии .

По мнению А.Н. Леонтьева, направленность, в качестве которой выступает смыслообразующий мотив, объединяет внутренние психологические условия, которые детерминируют социальную активность человека и неразрывно связаны с его участием в социальных процессах. Смысл представляет собой сознательное отношение мотива к цели, отражающее «пристрастность» человеческого сознания, а направленность личности рассматривается как система ведущих личностных смыслов, определяющих эмоциональные переживания, отношение человека к миру, себе, другим людям, характер его действий и поступков . Именно смысл как жизненное значение для субъекта предметов, явлений, социальных норм придает целостность направленности, объединяя побуждение и значимость, мотивы, цели и содержание деятельности. Смыслообразование, т.е. формирование системы субъективных значимостей, эмоционально окрашенных отношений к окружающему миру, себе, другим людям, осуществляется личностью посредством всей иерархизированной структуры направленности, которая по-разному соотносится с различными внешними явлениями, условиями, обстоятельствами жизни и деятельности человека.

Хотя потенциальные характеристики личности, ее скрытые возможности и ресурсы человеческого развития не сводятся только к мотивационной сфере. Ее мировоззрение, жизненная направленность, общественное поведение, основные тенденции развития определяются также «статусом, социальными функциями и ролями, структурой и динамикой ее отношений.

С.Л. Рубинштейном направленность понималась как психическое выражение потребности, порождающей активность человека. Он считал, что изучение направленности дает ответ на вопрос, чего хочет человек и к чему он стремится, и что проблема направленности личности – это, прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает в себя два компонента: предметное содержание и возникающее при этом напряжение, поскольку всякая динамическая тенденция предполагает взаимосвязь внутреннего и внешнего; общезначимые задачи превращаются в личностно–значимые для индивида. По К.К. Платонову, направленность формируется в процессе воспитания и представляет собой высший уровень структуры личности, включающий убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, влечения, ценностные ориентации. Помимо этого, он выделяет низший уровень, представленный биопсихическими свойствами (темперамент, половые особенности, задатки, инстинкты); уровень, образованный индивидуальными особенностями психических процессов (восприятие, чувства, эмоции, мышление и т.д.), которые формируются в результате упражнения, и уровень опыта, включающий в себя знания, умения, привычки, навыки, формирующиеся в обучении. Направленность рассматривают также как обобщенную характеристику внутреннего мира личности, ее характера, отношений к существующим явлениям социальной жизни, как избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его деятельность. Личность может характеризоваться несколькими направленностями, иногда пересекающимися в поведении и деятельности, иногда существующими относительно независимо.

Основными компонентами структуры направленности являются установки, тенденции, потребности, интересы, идеалы, находящиеся в сложных, в том числе и иерархичных отношениях.

Установка представляет собой позицию человека, заключающуюся в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражающуюся в готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Всякая установка определится линией поведения, но смена установки влечет преобразование мотивации индивида, перераспределение значимого для него.

Установка соотносится с тенденциями, которые связаны с состоянием напряжения динамических сил, образующихся в процессе деятельности и побуждающие к ней, и заключаются в потребностях, стремлениях и идеалах.

Потребности представляют собой исходные побуждения личности и могут быть представлены как влечения и желания.

Потребности и интересы, не исчерпывая мотивов поведения человека, получают конкретное выражение в идеалах, в которых сосредоточены лучшие тенденции, которые стимулируют и регулируют поведение человека.

Целеобразующий характер направленности выражается в активной деятельности, стремлении к достижению определенных целей. Мотивы не только побуждают человека к деятельности и направляют ее, но и имеют функцию смыслообразования, определяя цели деятельности, ее субъективную значимость для личности.

Направленность интересов личности в различные сферы деятельности организует систему ее ориентаций в социальной действительности, которая обнаруживает себя в таких компонентах личности, как объективный социальный статус, мотивация и реальное поведение.

В деятельности происходит переход от характеристики статуса личности как объекта общественных отношений к характеристике ее статуса как субъекта отношении, а в различных ее видах конкретизируется и раскрывается общая направленность.

Направленность личности включают в иерархию диспозиций личности – особого рода отношений к условиям деятельности, которые сформировались благодаря предшествующему опыту, являются продуктом становления потребностей и ситуаций, в которых они могут быть удовлетворены, и определяют избирательность личностного восприятия и реагирования.

Однако направленность личности как целостную структуру, в которой ее многочисленные составляющие образуют специфическую систему, организующую всю психологическую картину личности и придающую ей собственно целостный облик18, необходимо отличать от направленности того или иного вида деятельности, выражающейся в отдельных группах мотивов как ее побудителей .

Характер направленности личности обуславливает и ее профессиональную деятельность (как и любую другую) и самореализацию, в связи, с чем говорят о профессиональной направленности личности как устойчивой системе доминирующих профессиональных мотивов, интересов, потребностей, склонностей, намерений, ориентирующих деятельность личности и опосредующих индивидуально–психологические особенности человека20.

Профессиональная направленность, как известно, появляется к моменту выбора профессии и учебного заведения (что соответствует первому этапу самоопределения личности), а далее формируется и развивается в процессе подготовки в соответствующих высших учебных заведениях, поскольку образовательная среда вуза представляет собой важное психологическое условие не только приобретения профессиональных знаний и умений, но и овладения профессиональными личностными компетенциями.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин–т практической психологии, 1995. Додонов Б.И. Направленность, характер и типичные переживания человека // Вопросы психологии. 1970. № 1.
  2. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избранные психологические труды в 2 томах. Т.1. М., 1983
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977