К вопросу о применении мультимедиа в системе высшего образования

№52-2,

педагогические науки

В настоящей работе поднимаются проблемы применения современных технологий в образовательном процессе. Освещаются актуальные аспекты, необходимые для того, чтобы создать и применить мультимедийные средства на уровне высших школ, которые позволят развивать уровень студентов как с научной, так и с культурной точки зрения, а также рассматривается актуальный в настоящее время вопрос использования компьютерных технологий в современной образовательной реальности.

Похожие материалы

Одним из основных проблем, которые затрагивают все современные средства мультимедийного обучения является отсутствие одной единой методологической базы для её благоприятного функционирования. В процессе разработки средств мультимедийного обучения во внимание применятся только то, как это все будет выглядеть в процессе своей непосредственной реализации, создатели не берут во внимание как это будет изучаться и как это будет помогать и облегчать жизнь студентам.

На данный момент есть достаточное количество возможных негативных аспектов применения мультимедийных средств обучения в системе образования. В их числе рассеивание внимания, возможное отсутствие обратной связи, недостаточная доступность и др. Некоторые студенты не способны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте. Обилие материала не всегда полезно ввиду неумения сконцентрировать внимание на главном . Обучаемый теряется в изобилии информации, отвлекается на ссылочный материал и подчас уходит от нужного поиска. Часто запутанные и сложные способы предоставления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий.

Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями.

В то время как обучаемому в одно и тоже время одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, а в результате целостность учебного материала остается плохо усвоенной.

Мультимедиа не может стать единственным методом обучения ввиду специфики некоторых наук. Например, для изучения насекомых на занятиях по биологии не всегда возможно обойтись без выезда на природу с целью изучения жизни насекомых в их естественной среде обитания.

Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с мультимедийной программой по-прежнему остается на очень низком уровне и все еще очень далек от уровня общения между людьми. Компьютер не может диктовать сценарий изучения учебного материала. Он лишь предлагает сам материал и последовательно направляет.

Возможности «обратной связи» с пользователем в мультимедийных обучающих приложениях, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Мультимедийное средство обучения не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося и поэтому не может отвечать на них, подобно педагогу.

Мультимедиа не может стать единственным методом обучения ввиду специфики некоторых наук. Например, для изучения насекомых на занятиях по биологии не всегда возможно обойтись без выезда на природу с целью изучения жизни насекомых в их естественной среде обитания.

Как применение мультимедиа на уровне конечного пользователя, так и самостоятельное создание мультимедийной информации требует достаточно больших затрат времени. Особенно много времени необходимо для создания мультимедийных средств обучения. Ввод мультимедиа в систему образования не должен допустить смещения внимания с содержания и смысла образования к способу передачи материала. На сегодня актуальной является проблема становления профессионала, способного обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую.

Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям .

Не все учебные аудитории вузов и лично студенты располагают требуемыми аппаратными и программными ресурсами, что может ограничить применение новейших средств мультимедиа в обучении. Для обеспечения эффективного педагогического использования учебных мультимедийных материалов программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено. При этом мультимедийные средства обучения предъявляют более высокие требования к качеству и ресурсному составу используемых средств информационных и коммуникационных технологий по сравнению с простыми средствами редактирования и визуализации текстов.

При использовании мультимедиа в образовании возникает ряд этических проблем. Во-первых, мультимедиа в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание информационно-ориентированного общества.

Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества.

Другой этической проблемой является доступность информационной технологии, которая состоит из собственно доступности и комфортности. Повышение доступности было достигнуто благодаря различным изменениям в компьютерных системах, прежде всего развитию персональных компьютеров и компьютерных сетей. Комфорт достигается применением графического интерфейса и функциональных стандартов.

И как последняя этическая проблема так это то, что в некоторых учебных заведениях нашей страны не очень широко развит доступ в интернет со стороны обучающихся, естественно это негативно влияет на развитие и применение мультимедийных технологий в процессе обучения. Как ни одна теория не может существовать без практики, так и не одна мультимедийная технология не может существовать без поддержки так называемой “всемирной паутины 21 века”

Эту проблему естественно также надо решать, ведь использование сети интернет одновременно с мультимедийными технологиями повысят уровень восприятия учебной информации, также позволят развитию межвузовской интеграции студентов. Но все это взаимодействие ни коем образом не должно претерпевать сбоев или некачественной реализации.

На основании всего вышесказанного автор хотел бы подвести черту и сказать, что проблема внедрения современных мультимедийных технологий в образовательный процесс вузов нашей страны существует, но уже есть пути решения и акцентируется большее внимание на полном внедрении новых технологий в данную сферу, что естественно ни может не радовать.

Список литературы

  1. Основные подходы к созданию электронных учебников для дистанционного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.courses.urc.ac.ru.
  2. Средства мультимедиа : учебное пособие / С. В. Киселев. — Москва: Академия, 2009. — 64 с.: ил.. — Непрерывное профессиональное образование. Оператор ЭВМ. —Библиогр..