Некоторые аспекты по использованию мультимедийных технологий в образовательных организациях

№52-2,

педагогические науки

В данной работе речь пойдет о том, что основной проблемой в процессе реализации мультимедийных технологий в процессе обучения является вопрос формирования культуры у обучающихся и их культурного образа как студента высшего учебного заведения. Будут освещены некоторые аспекты, предъявляемые к преподавателю, как к верителю этой самой мультимедиа в процесс обучения и формирования культуры у обучающихся. Так же затронем отрицательную сторону процесса интеграции мультимедийных средств в системе интернет, а также другие вопросы, касающиеся процесса воспитания культуры личности.

Похожие материалы

Наиболее проблемным остается вопрос формирования информационной культуры личности под воздействием культурных технологий в обществе и образовательном процессе в целом. Технология мультимедиа способна решать этот вопрос. Однако имеющиеся публикации по проблеме развития информационной культуры практически не затрагивают вопросы ее формирования при помощи мультимедиа. До настоящего времени дискуссионным остается вопрос о компонентах информационной компетентности студентов, недостаточно изучено влияние мультимедийных технологий на эффективность учебного процесса в высшей школе, существуют нерешенные вопросы методического и практического обеспечения обучения компьютерным технологиям, разработки программных средств обучения, что не способствует повышению информационной компетентности студентов.

Но наибольшей проблемой мультимедийного обучения является его методологическая разобщенность в высшей школе. В каждом вузе имеются собственные разработки по созданию и применению мультимедиа, но единого подхода для всех нет. Нет также и единой большой сетевой системы, обеспечивающей мультимедийную связь образовательных технологий с доступом к информационным базам. Все имеющиеся мультимедийные технологии обучения – авторские. В связи с этим следует выполнить огромную работу, чтобы определить, как наилучшим образом организовать учебный процесс при взаимодействии с большой информационной системой.

Мультимедиа, как любое прогрессивное явление, вносит вместе с огромными завоеваниями и перспективами ряд проблем и негативных моментов в социальную жизнь и культуру. Так, например, при несомненных ее преимуществах как средства обучения (сочетание логического и образного способов освоения информации; активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности) нельзя не отметить такие факты, как мозаичность культуры, пришедшей на смену просветительской модели культуры, эклектичность сферы знаний в противовес системному мировоззрению, основанному на едином подходе, парадигме, ориентация на репродуцирование вместо творчества в классическом понимании .

Технология становится и регрессивной в отношении к традиционным ценностям. Это касается экономики, политики, культуры и т.д. Например, постоянное использование Интернета приводит к тому, что люди совсем перестают читать, отвыкают думать, так как комплекс самых различных средств восприятия заменяет и эту культурную традицию жизни человека.

К недостаткам «виртуальной культуры», приводящим к новым проблемам, относят также и неточность ряда материалов (частые ошибки в электронных библиотеках, допускаемые при сканировании материалов), обилие информации, приводящей к «информационному шуму», и др.

В условиях стремительного развития технологий информационного общества происходит переоценка ценностей, что не может не оказывать влияния на образ жизни молодого поколения, его вкусы и приоритеты.

Мультимедиа рождает также новые формы художественного творчества (компьютерная графика, анимация) и новый тип культуры – электронную культуру. Статусный портрет пользователей мультимедиа – преимущественно молодежь в возрасте от 18 до 27 лет, которая имеет постоянную потребность в образовании и коммуникации, показывая динамику популярности мультимедиа и рассматривая Интернет как способ глобальных сдвигов в социуме. Таким образом, мультимедийные технологии развивают молодежную субкультуру как новое социокультурное явление, приоритетными чертами которого выступают коммуникация, форма самореализации и креативные потребности личности. Мультимедиа индустрия развивается столь стремительно, что новые технологии устаревают в течение одного года. Ситуация, при которой специалисты аппаратных и программных средств информационно-коммуникационных технологий берут на себя функции «художников», лишь замедляет процесс становления мультимедиа как новой формы художественного творчества, а не только дидактического средства. В отечественной и зарубежной научной литературе отсутствуют работы, посвящённые режиссуре мультимедиа как нового вида творчества. Успешное становление мультимедиа в сфере аудиовизуального творчества невозможно без художественного управления процессом создания интерактивных произведений учебного назначения. Необходим новый профессионал: с одной стороны, дизайнер мультимедиа, с другой стороны, педагог-методист, вооруженный прогрессивным образным мышлением, владеющий современными компьютерными технологиями. Многие преподаватели (особенно гуманитарии) все еще испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием мультимедиа ресурсов в обучении, который обычно маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей мультимедиа средств и мультимедиа технологий. Иногда такая недооценка объясняется поверхностных знакомством с сущностью процессов информатизации образования. Большинство преподавателей недооценивают свою роль в информатизации образования, воспринимая этот процесс лишь с точки зрения внедрения компьютерной техники в обучение. Однако преподаватель получает возможность расширить спектр своих воздействий на обучающихся через новую стратегию педагогической деятельности, изначально заложенную в реализуемую

информационную технологию обучения. В этих условиях характер его труда меняется. Ему приходится проектировать новую технологию обучения, разрабатывать на ее основе инновационные дидактические средства, обосновывать логику организации педагогического процесса, выбирать методы управления познавательной деятельностью студентов, разрабатывать формы контроля и самоконтроля и т.п. Содержание деятельности преподавателя все в большей степени приобретает творческий характер, что требует от него постоянного обновления своих знаний и профессионального роста.

Особую остроту приобретает проблема качества подготовки преподавательского состава к работе в принципиально новых условиях своей профессиональной деятельности. Сегодня даже в педагогических вузах подготовка педагогов-технологов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации учебного процесса, пока не осуществляется.

И если часть проблемы, касающаяся компьютерной грамотности будущих преподавателей, частично решается в рамках обязательного изучения всеми студентами вузов основ информатики и вычислительной техники согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, то их психолого-педагогическая подготовка остается недостаточной. Даже поверхностный анализ показывает, что чаще всего внедрение мультимедиа в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и с помощью компьютерных средств предоставление его обучаемым.

Одной из первоочередных проблем на пути практической информатизации образования и повсеместного применения образовательных мультимедиа ресурсов обучения является подготовка педагогических кадров. Существует несколько главных задач, решение которых может дать положительный эффект в процессе формирования готовности современных учителей к использованию мультимедиа ресурсов в обучении. В частности, необходимо создание многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей высшей школы.

В заключении хотелось бы сказать, что в настоящее время в условиях информатизации общества и образовательного процесса, а также при быстром развитии мультимедийных технологий студенту очень тяжело привить культурно- личностные ценности, но все же как считает автор это необходимо делать и этим должны заниматься именно преподавательский состав учебного заведения, который сможет это сделать, который отвечает всем тем требованиям, которым должен отвечать хороший педагог в настоящий век компьютеризации и инновационных технологий.

Список литературы

  1. Основные подходы к созданию электронных учебников для дистанционного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.courses.urc.ac.ru.