Некоторые аспекты применения модульно-рейтинговой технологии в образовательных организациях МВД России

№53-2,

педагогические науки

В статье рассматриваются некоторые аспекты модульно-рейтинговой системы обучения в вузах МВД России, а также возможности использования различных технологий в практической деятельности сотрудников.

Похожие материалы

Интенсификация процесса обучения курсантов в вузах МВД занимает очень большое место в развитии системы ведомственного образования и выступает ключевой составляющей формирования компетентности и качества подготовленности будущего сотрудника полиции. Особая значимость активизации обучения состоит в том, что учебная деятельность направлена не только на восприятие одного учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности, которая в дальнейшем найдет свое практическое применение.

В настоящее время достаточно часто учебные занятия в вузах проводятся с использованием в основном объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения, что приводит к потере качества профессиональной подготовки.

В вузах системы МВД за достаточно небольшой промежуток времени необходимо вложить в курсантов специальные знания, умения и навыками (профессиональные компетенции), а это задача является довольно непростой для преподавателя.

Продолжающиеся в Российской Федерации реформирование системы высшего образования, переход на новые учебные планы и программы, соответствующие требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые направлены на формирование высокого уровня фундаментальной подготовки выпускников, развитие у последних творческого мышления, способности к дальнейшему самосовершенствованию, уже будучи практическим работником органов внутренних дел.

По мнению профессорско-преподавательского состава, одним из важнейших направлением повышения эффективности образовательного процесса в вузе является его интенсификация на основе использования прогрессивных методов, педагогических технологий и технологий обучения, активизирующих познавательную деятельность курсантов.

Модульно-рейтинговая система должна и способна обеспечить целевое применение совокупности средств системы образования, направленное на повышение качества подготовки специалистов.

Одним из основных элементов модульного обучения является система рейтингового контроля и оценки достижений обучающихся.

Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является:

  • повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы курсантов;
  • осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения курсантов при освоении ими модулей, необходимых для формирования компетентности;
  • реализация таких педагогических принципов, как научность и доступность, системность и последовательность, индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный подходы.

Модульная система создает условия для эффективной организации обучения с учетом интересов и способностей обучающихся, то есть реализации дифференцированного и индивидуализированного обучения 5. Такая организация учебного материала и учебной деятельности не только в полной мере соответствует идеологии профильного обучения, но и во многом способствует развитию преемственности образования.

В основе организации модульного обучения лежат следующие принципы:

  • ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности обучаемых, стимулирование познавательной активности;
  • максимально эффективное использование учебного времени за счет методически обоснованного построения модулей и использование информационных и коммуникационных технологий в обучении;
  • изменение роли преподавателя в процессе обучения, связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования обучаемых, анализа результатов обучения и коррекции методики;
  • ориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений;
  • систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией, обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений;
  • обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности.

Подготовка модулей включает в себя четыре основных этапа.

На первом этапе проводится анализ учебного материала с позиций методической целесообразности представления его в модульном варианте.

Второй этап заключается в формулировании целей и определении планируемых результатов обучения, отражающих достижение этих целей.

Содержание деятельности разработчика на третьем этапе включает в себя структурирование учебного материала в виде модулей, проектирование образовательной деятельности, отвечающих познавательным возможностям учащихся.

Заключительный, четвертый, этап состоит в опытной проверке созданной модульной программы, в ходе которой выявляются недостатки и проводится коррекция содержания модулей. При проектировании модуля необходимо учитывать выявленные режимы работы учащихся в системе модульного обучения.

Одной из самых важных задач, которая возникает при разработке модулей, является оценка качества обучения.

Модульно-рейтинговая система обучения курсантов имеет следующую структуру: перечень компетенций, необходимых для изучения дисциплины, перечень модулей дисциплины, сумма кредитов для каждого модуля, разработка модулей.

Модульно-рейтинговая система организации обучения курсантов включает в себя определение целей изучения дисциплины, формирование учебных модулей, формирование компетенций, разработку системы контроля образовательного процесса. Цели обучения в такой системе имеют многоуровневый характер.

Общепедагогические цели формирования компетентности будущего профессионала отражены в проекте федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и основываются на общенаучных и общепрофессиональных компетенциях.

Учебные цели формирования компетентности можно выразить исходя из общенаучных компетенций выпускников вузов, которые указаны в проекте ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения по различным направлениям и базируются в основном на профессионально-профилированных (практических) компетенциях. Оперативные учебные цели каждого разработанного модуля определяются и спецификой преподаваемой дисциплины.

Ядром содержания кредитно-модульной системы обучения становится модуль, который способствует развитию личностных качеств и ключевых компетентностей личности. Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направлен на формирование определенной профессиональной группы компетенций.

Технология педагогического проектирования образовательных модулей предполагает три основных этапа: разработку спецификаций модулей, разработку оценочных материалов модулей, разработку учебных материалов модулей. Материалы, составляющие модуль, в обязательном порядке включают в себя три компонента: спецификацию модуля, оценочные материалы, учебные материалы.

Спецификация модуля содержит его общую характеристику, а именно: название модуля, цели обучения, результаты обучения, критерии оценки результатов, уровни освоения, требования к объекту оценки, входные требования, нормативная продолжительность обучения, пояснительная записка. Название модуля должно отражать назначение и(или) содержание модуля.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в учебном процессе в образовательных организациях МВД России необходимо активно использовать модульную систему обучения, что позволит существенно повысить качество образования будущих сотрудников правопорядка.