Некоторые размышления об электронном учебнике как о средстве и условии мультимедийного обучения в вузах

№53-2,

педагогические науки

Статья посвящена проблемам использования электронных учебников как основы мультимедийного обучения в вузе. Рассмотрены виды электронных учебников, их структура и содержание, особенности педагогического воздействия на обучаемых в процессе применения в образовательном процессе вуза, преимущество компьютерного обучения по сравнению с традиционным, а также негативные стороны использования дистанционных компьютерных средств обучения.

Похожие материалы

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков. При разработке содержания учебника необходимо ранжировать учебный материал по степени сложности восприятия и по степени сложности подачи.

В ходе этой работы необходимо:

  • выделить основной учебный материал;
  • определить количество дополнительного материала;
  • выявить связи с другими дисциплинами;
  • подобрать иллюстрации, графики, демонстрации, анимационные и видеофрагменты к понятиям, формулировкам, событиям и т.д.

Сценарий электронного учебника – это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Процессуальная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части.

В настоящее время к электронным учебникам предъявляются следующие требования:

  • учебная информация должна быть структурирована согласно руководящим документам и учебной программе дисциплины;
  • каждый фрагмент, наряду с текстом, должен иметь мультимедийное сопровождение;
  • текстовая информация может дублировать некоторую часть «живых лекций»;
  • иллюстрации, представляющие сложные модели или устройства, должны содержать мгновенную подсказку, появляющуюся или исчезающую синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, планы, схемы, чертежи сборки изделия, пульт управления объектом и т.д.);
  • в основе изложения учебного материала должна лежать система гипертекста;
  • содержание учебника должно быть обеспечено разными формами контроля.

Электронный учебник в первую очередь необходим для самостоятельной работы студентов, так как:

  • в мультимедийной форме предлагает изложение учебного материала, облегчая усвоение информации;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и скоростью восприятия;
  • освобождает от поиска дополнительного материала и временных затрат на этот процесс, предоставляя большой объем информации;
  • дает широкие возможности для самопроверки на всех этапах изучения дисциплины;
  • выполняет роль бесконечно терпеливого наставника;
  • развивает личную информационную культуру студентов, приучая получать информацию из многих каналов одновременно.

Электронный учебник удобен и для преподавателя, поскольку позволяет использовать на занятиях материал по собственному усмотрению экономит время на проверке знаний, за считанные минуты опрашивая обучаемых в электронной форме контроля знаний; организует индивидуальную работу со студентами.

Исследователи по-разному определяют классификацию электронных учебников. В настоящее время существуют два основных направления проектирования компьютерных учебников: интернет-технологии и кейс-технологии.

Электронный учебник как одно из средств достижения целей обучения должен учитывать выработанные дидактической наукой принципы. Термином принцип в настоящее время обозначают основание, из которого надо исходить и которым нужно руководствоваться в различных отраслях деятельности. Принципами обучения называются основные исходные положения, на которые опираются теория и практика образовательного процесса. Эти исходные положения обусловлены целями и задачами, стоящими перед обучением, а также объективными закономерностями, установленными философией и науками, изучающими человека и процесс воспитания.

В настоящее время в отечественной науке сложилась определенная совокупность принципов.

Первая группа – общедидактические принципы, к которым относятся принципы активности, доступности, наглядности, систематичности, прочности знаний, научности, связи теории и практики.

Принцип активности подразумевает непосредственное участие обучаемого в образовательной деятельности под руководством преподавателя и основан на психологической закономерности, благодаря которой прочное усвоение знаний и умений возможно только при условии личной активности.

Принцип доступности регламентирует постепенное усложнение учебных заданий с учетом доступности выполнения их обучаемыми.

Принцип наглядности связан с использованием вербальной и невербальной наглядности для лучшего усвоения учебного материала. Вербальная наглядность – это текст в широком смысле слова как в устной, так и в письменной форме. К невербальной наглядности относятся схемы, иллюстрации, разнообразные звуки неязыкового характера.

Сущность принципа систематичности состоит в том, что в изложении материала присутствует определенная логическая система. В этом смысле принцип систематичности является логическим дидактическим принципом. Содержание электронного учебника многоуровневое, построенное с учетом постепенного усложнения материала. Но гипертекстовая структура позволяет нарушать этот принцип и изучать материал при необходимости нелинейно.

Принцип прочности подчеркивает важность прочных знаний, то есть таких, которые закреплены и надолго сохраняются в памяти обучаемых, создавая основу для дальнейшего развития и сознательного овладения новыми знаниями.

Создание электронного учебника представляет сложную задачу. Многие из них при ближайшем рассмотрении оказываются всего лишь гипертекстовыми справочниками с мультимедийными иллюстрациями. Учебник в отличие от энциклопедии и справочника предназначен для чтения не выборочной, а всей представленной в нем информации.

Таким образом ключевую роль в электронном учебнике играет методика, реализующая алгоритм обучения. Электронный учебник должен работать так, чтобы автоматизировать все этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал должен быть переведен в мультимедийную форму, способствующую его глубокому усвоению.