О понятии академическая мобильность обучающихся в вузах

№53-2,

педагогические науки

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы организации академической мобильности студентов в вузах России, методы и средства их реализации при организации академической мобильности обучающихся в вузах.

Похожие материалы

Академическая мобильность по своей сути заключается в том, чтобы взять одного обучающегося и перенести его в другой вуз, без потери образовательного процесса по направлению подготовки или его профилю специальности.

Рассмотрев компетенстносный подход к академической мобильности можно сделать вывод, что в качестве результатов профессиональной подготовки рассматривается компетенция как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетентностная модель подготовки кадров в высшей школе возникла из реальных социально-экономических проблем. Сегодня на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а профессиональные компетенции, формирующиеся у обучающегося в ходе изучения им определенных циклов дисциплин.

Так, например, по отзывам преподавателей факультета международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений активно участвуют в развитии контактов с российскими и зарубежными вузами, читают лекции в зарубежных университетах в разных странах мира, выступают перед дипломатами и внешнеторговыми экспертами.

Компетентностный подход позволяет выпускникам этого вуза участвовать в международной конкуренции на рынке труда, осуществлять не копирование образовательного процесса в ведущих вузах мира, а создавать с учетом лучшей практики свою систему подготовки компетентных специалистов в сфере международных экономических отношений. Реализации принципа студенческой мобильности уделяется особое внимание. Обучающиеся получают возможность выехать для обучения в зарубежные университеты и ознакомиться с практикой преподавания.

Новая возможность для расширения знаний и практических навыков появилась у обучающихся данного вуза, благодаря учебной стажировке в международных организациях.

Не менее важным является и модульный подход, который также активно используется в вузах России. На сегодняшний день он связан с важнейшей задачей высшего образования – готовить профессионалов, способных быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно принимать решения и решать задачи.

Например, данный подход применяется при реализации программы International Hotel Management Plehanov (IHM-Plehanov) обмена студентами между Российской экономической академией имени Г.В. Плеханова и Высшей христианской школой Северных Нидерландов. Согласно модульной структуре программы, обучение проводится по блокам продолжительностью шесть недель с общей нагрузкой 240 часов. Такие блоки-модули представляют собой законченные «порции знаний и навыков» и включают в себя все необходимые для учебы компоненты: от формулировки целей обучения до итоговых экзаменов и оценки студентами качества модуля.

Модульный подход позволяет набирать различные модули, помимо обязательных предметов, то есть формировать индивидуальный учебный план. Таким образом, у студента формируется свой образовательный маршрут, ориентированный на индивидуальные потребности. В современных условиях данный подход позволяет готовить более мобильных, компетентных и востребованных специалистов. Подготовке именно таких специалистов содействует академическая мобильность студентов.

Не менее важной особенностью организации образовательного процесса в к примеру, в Высшей школе экономики, считает автор, является и то, что каждые три месяца составляется рейтинг успеваемости студентов, который, по мнению администрации университета, наиболее точно оценивает работу каждого студента. Такая система организации учебного процесса позволяет оценивать студентов по окончании каждого модуля, то есть каждые 1,5–2 месяца.

Индивидуальный подход нашел широкое применение при осуществлении программ академической мобильности студентов. В качестве еще одного примера, например, в настоящее время около 500 студентов Российского государственного гуманитарного университета обучаются по индивидуальным планам. Как правило, студент, возвращаясь на факультет после стажировки в европейском университете, оформляет индивидуальный план-график сдачи экзаменов и зачетов, самостоятельно осваивает пропущенные курсы. Вместе с тем автор отмечает, что на сегодняшний день в российском законодательстве не предусмотрен пересдачу дисциплин, изученных в европейских университетах.

На основании этих небольших исследований можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития академической мобильности вузах страны, которая безусловно приведет к повышению качества образовательного процесса.