К вопросу об особенностях дидактического процесса в системе высшего профессионального образования

№53-2,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены вопросы о некоторых особенностей дидактических процессов в системе образования ведомственного вуза. Изложены требования к организациям, занимающихся ведомственным образованием и пути их эффективной реализации.

Похожие материалы

Процесс профессионального становления и самосовершенствования курсантов в ведомственном вузе силу специфики службы в системе Министерства внутренних Дел России во многом определен влиянием примера личности командира, педагога, офицера. В связи с этим реализация потенциала рефлексивного подхода при обучении в ведомственном вузе требует активной работы по формированию образовательных и воспитательных траекторий каждого курсанта, по организации и коррекции педагогического взаимодействия не только профессорско-преподавательским составом, но и командиров-воспитателей.

На основе вышеизложенного перечислим требования к организации дидактического процесса ведомственного вуза, базирующегося на рефлексивном подходе:

  • осуществление рефлексивного подхода к обучению курсантов не только педагогами, но и командирами;
  • организация рефлексивной деятельности младших командиров по формированию профессиональных качеств у подчиненных;
  • включение рефлексивного подхода во все виды деятельности вуза.

Для реализации рефлексивного подхода в вузе МВД необходимо вовлечение в дидактический процесс всех его участников: курсантов, командиров, преподавателей, ведущих различные учебные дисциплины. Организовывать рефлексивную деятельность нужно на всех этапах обучения в специализированном вузе. Стратегия обучения охватывает вопросы теории и практики образования, определяет цели, разрабатывает способы и формы реализации поставленных целей.

Рассмотрим такой вопрос как «Планирование служебной деятельности сотрудником ОВД», где следует ознакомить курсантов и слушателей с сущностью и содержанием процесса организации и планирования служебной деятельности. В ходе самостоятельной работы обучаемые должны не только раскрыть, но и «спроецировать на себя», основные моменты планирования служебной деятельности сотрудника.

Очевидно, что в ходе данного занятия целесообразно использовать методы проблематизации учебного материала, научно-практического подхода к изучению этого материала, рефлексии его содержания, самоанализа и самооценки учебной деятельности, а также метод коллективного анализа и оценки.

Организация рефлексивной деятельности курсантов и слушателей в ходе изучения учебных вопросов должна быть «обращена на их внутренний мир, нравственные отношения между ними, общение и совместную предметную деятельность, на прохождение службы в соответствии с нравственными нормами, педагогическими требованиями и требованиями приказов и распоряжений МВД России. По окончании самостоятельного изучения каждого из учебных вопросов целесообразно, используя выборочный фронтальный опрос двух-трех курсантов на предмет усвоения основных положений, выделить проблемные моменты и организовать коллективный анализ.

Необходимо стимулировать курсантов к формулированию собственных выводов, и только в случае затруднений давать пояснения и добиваться понимания сути вопроса в полной мере.

В конце таких занятий требуется подвести итоги по степени достижения целей, выделить проблемные моменты занятия и пути их устранения, отметить наиболее удачные выступления, объявить результаты и дать задание на самостоятельную работу. Рефлексия является инструментальной, социокультурно обусловленной интеллектуальной процедурой, осмысленной и сознательно направленной на самопознание.