Некоторые вопросы о формировании социального воспитания в отечественной педагогике

№54-2,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы сущности социального воспитания в отечественной педагогике, представлена общая характеристика ценностей социального воспитания, концептуальные положения и утверждения в отечественной педагогике.

Похожие материалы

Прошедший век, безусловно, одно из самых ярких, насыщенных и противоречивых столетий в нашей истории. Началось оно с последних годов существования царской монархии в России, эпох революций, сильно потрясшие государственные устои, и достижений в науке, в образовании, в искусстве. Трудно не согласиться, что октябрь 1917 года, как бы то не было, был ознаменован грандиозными по степени своего исторического значения событиями. Далее страна вступила в новую, социалистическую, эпоху, чья объективна оценка является до сих пор важной задачей историков. В ней много ключевых смыслов. Она вобрала в себя индустриализацию и коллективизацию, Великую Отечественную войну и послевоенное возрождение, покорение космоса, оттепель, стагнацию, перестройку и многое другое. Знаковыми фигурами того времени являются: В.И. Ленин (Ульянов), И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, М.С. Горбачёв. Здесь каждое имя воспринимается больше, чем просто имя человека, а порождает множественность характеристик, оценок, суждений прошедшего. Эти несколько десятилетий сотканы из огромного числа дел, испытаний, трагедий, свершений и побед, по праву называемых «великими», что под силу только великому народу. Далее столетие венчают «лихие девяностые», последовавшие за развалом СССР, изменившим всю геополитическую, экономическую и социокультурную картину мира. История новой России пишется на наших глазах. В ней уже есть и очень горькие, полные боли страницы, и главы, пронизанные светом, гордостью и надеждой. Мы не ставим перед собой задачи дать глубокий исторический, политологический, культурологический и какой-либо иной анализ прошедшего века, но для нас принципиально значимо подчеркнуть его событийную насыщенность и сущностную неоднозначность для лучшего понимания развития ценностей социального воспитания, в наследии отечественных педагогов исследуемого периода.

В своем труде М.И. Алдошина «История образования и педагогики в контексте культуры» отмечает, что русской педагогике конца XIX – начала XX века было и свойственно отражение противоречий между традиционной педагогикой, официально одобренной и поддержанной установкой на воспитание в соответствии с троединством «самодержавие, православие, народность», и подходами, ориентированными на реформаторскую педагогику Запада. В самой педагогической\ мысли России того периода выделяются следующие направления: свободное, или социологизаторское, воспитание, к которому принадлежали Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и другие; биологизаторское (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др.); антропологическое (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтерев, П.Ф. Лесгафт и др.); религиозно-философское, или провиденциалистское (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Н. Гессен, И.А. Ильин и др.). Исследователь подчеркивает, что серьезные изменения в отечественной педагогической теории и практике происходят после судьбоносных событий 1917 года.

В первые десятилетия советской власти деятельность образовательных учреждений строится на ряде принципов, среди которых – связь школы и иных образовательных учреждений с жизнью, с миром труда, природой и обществом. Этот принцип не потерял своей актуальности и в последующие годы существования Советского государства. То же можно сказать и об идее трудовых школ, а главное, об идее воспитания в коллективе. Данный период дал много ярких педагогов и деятелей в области просвещения (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, М.М. Рубинштейн, А.Г. Калашников, Л.Д. Синицкий, А.А. Фортунатов, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко и др.).

В крайне сложном положении оказалось образование в период Великой Отечественной войны (19411945гг.). Несмотря на это, сам трагизм и героизм тех лет усиливал значимость подавляющего большинства ценностей социального воспитания. В послевоенные годы воспитательные приоритеты были связаны с формированием подрастающих поколений, способных не только возродить страну, но и начать процесс ее интенсивного развития. В 1958 году принимается Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который не только устанавливал в стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование, но и акцентировал внимание на ценностных социальных ориентирах.

Достаточно противоречивы с позиции настоящего исследования 1960–1980-е годы. Падение привычных ценностей, и активное приобщение к ценностям другого мира, и четко выверенное идеологическое наполнение воспитания, и отражение в данном процессе признаков, присущих обществу в разные отрезки обозначенного периода. Надо отметить, что в названные десятилетия интенсивно и насыщенно развивается педагогическая теория и практика, решаются актуальные вопросы дидактики, истории педагогики, воспитания, развития личности, методологии.

Раскрывая сущность практической педагогики 50-х – начала 70-х годов прошлого столетия, нельзя не назвать имя В.А. Сухомлинского, одного из самых известных и выдающихся педагогов того времени.

«Многомерные историко-культурные изменения, охватившие все сферы жизни страны в последние полтора десятка лет минувшего века, способствовали переосмыслению в общественном сознании отношения к человеку как к субъекту собственного развития и формированию нового взгляда на Россию как на часть мирового сообщества, которая подчиняется всеобщим законам эволюции и общечеловеческим ценностям. Все это дало толчок к активному поиску новых парадигм развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов» 2. Особо в этом плане следует сказать о движении педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.). Однако в целом ситуация этого периода в образовании была крайне сложной и противоречивой, что вытекало из сложности и противоречивости социальной ситуации в перестроечной и постперестроечной России. Вместе с тем нельзя не отметить, что в эти годы появляется много теоретических исследований проблем социального воспитания, которые предлагают не только их взвешенную оценку, но и аргументированные пути решения (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнин и др.).

Мы рассматриваем социальное воспитание в контексте теории ценностей как деятельность социальных институтов и агентов социализации по приобщению человека к ценностям, выработанным общественным сознанием и принятым человеческим сообществом в качестве регуляторов собственной жизни, на основе которых происходит его становление и развитие как социально-нравственной личности. Социальное воспитание, как и собственно воспитание, предстает сложным ценностным феноменом, а по классификации М. Рокича и терминальной ценностью.

Под ценностями социального воспитания мы понимаем социально значимые ориентиры жизнедеятельности человека, вобравшие в себя позитивный, проверенный временем социально-культурный опыт прошлого, отражающие социально-нравственные приоритеты настоящего и прогнозирующие принципы построения и смысловые характеристики будущего социума. Данные ценности предстают как социально-нравственные идеалы, имеющие дуальную природу формирования и развития: генерируемые и принятые самой личностью в процессе самовоспитания (внутренняя составляющая) и декларируемые и предлагаемые обществом в процессах воспитания и социализации (внешняя составляющая).

Так, Б.М. Бим-Бад в своих трудах обращает внимание на то, что одна из главных проблем индивида – это «смысл и назначение жизни человека в зависимости (вне зависимости) от типа личности: цели и задачи, преследуемые человеком в жизни; идеал (идеалы) образа жизни и ее содержания и целей». В зависимости от того, как он решает эти задачи, решаются и многие их производные. Одна из них – приобщение к ценностям. Данный процесс всегда личностно окрашен в силу того, что человек в нем представляет свои оценочные суждения и выражает свое отношение к осмысливаемым феноменам. Он может принимать или не принимать существующие ценности, активно их отстаивать, занимать нейтральную позицию или бороться против них. Человек может быть не только носителем, но и творцом ценностей.

Таким образом, рассматривая ценности социального воспитания в наследии отечественных педагогов прошлого, мы постоянно констатировали тот факт, что они пропускалась ими через свое «Я» и несли в итоге отпечаток их жизненного опыта и особенностей миропонимания.

Список литературы

  1. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
  2. Rokeach, M. The Nature of Human Values [Text]. – N. Y., 1973.