К вопросу о концепции выработки ценностного ряда в отечественной педагогике

№54-2,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы концепции ценностного ряда в отечественной педагогике. Раскрыт исторический аспект тематики, установлена связь времен. показаны некоторые механизмы функционирования.

Похожие материалы

Представленные в настоящей статье концептуальные положения отражают особенности формирования и утверждения ценностного ряда в отечественной педагогике XX века. Выявляя и обосновывая данные положения, мы учитывали то, что концепция понимается как система описания, совокупность идей, способствующих раскрытию сущности изучаемого феномена. На основе проведенного исследования мы предлагаем следующие концептуальные идеи: идея детерминации названных процессов культурой общества, его многоплановым состоянием, менталитетом, требованиями и вызовами времени; идея функционирования механизма исключения/включения ценностей, символов, культурных образцов; идея наличия в рассматриваемых процессах вертикальных и горизонтальных связей; идея сопряженности, взаимного дополнения ценностей; идея персонификации данных процессов. Идея многоаспектной детерминации соответствует сложности и неоднозначности рассматриваемых процессов. К их числу мы отнесли формирование и утверждение ценностного ряда, при этом, однако, следует обращать внимание на нередко сопутствующие им столкновение мнений и борьбу идей, а также изменение в оценке значимости тех или иных ценностей, к которым можно применит закон детерминации. В первую очередь речь идет о влиянии культуры.

В статье В.А. Сластёнина «Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации» внимание обращено на то, что сегодня основополагающее значение имеет среди прочего культуросообразность образования, отражение в его содержании всех аспектов культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и иное развитие человека. Требуется переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета образования, важнейшими среди которых являются: формирование национальной самоидентичности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, личной инициативности и самостоятельности, толерантности в поведении и отношениях. Каждая из заявленных задач сопряжена как с выявленными и обоснованными нами ценностями социального воспитания, так и с их утверждениями функционированием в российском обществе. На данные процессы влияет и менталитет, который трактуется как «относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности».

Менталитет отражает душу и дух народа, помогает осмыслить все особенности его истории и судьбы. Опыт показывает, что педагогические концепции, учитывающие ментальные характеристики, органичнее других вписываются в образовательную практику, так как исходят из конкретного человеческого образа, соответствующего определенному народу. «В основе менталитета этноса лежит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую настроенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное – все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах.

Характерными особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике, органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в процессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями». В приведенной цитате есть не только комментарий роли менталитета в установлении и развитии изучаемых нами ценностей, но и выход на обоснование других идей, обозначенных нами как ведущие концептуальные положения, в частности, влияние контекста ситуации, а также вызовы и требования времени на ценностный ряд отдельного человека и человеческого сообщества. Например, цель воспитания достаточно долго связывалась со становлением и развитием гармоничной личности с активной жизненной позицией, творческой, готовой к самосовершенствованию. К этому ряду характеристик в последние годы политики и общественные деятели все чаще добавляют конкурентоспособность и иные показатели, соотносящиеся, по их мнению, с сегодняшним днем и завтрашней перспективой. Не составляет труда предположить, что заявленный личностный образ имеет конкретные ценностные параметры. Нередко именно противоречия в состоянии общества, а также вызовы настоящего и будущего обусловливают сложности в существовании ценностной системы.

Другая ведущая идея заключена в активном функционировании в исследуемых процессах механизма исключения/включения ценностей, символов, культурных образцов. В определенной степени она производна от первой. Действительно, механизм исключения/включения нередко работал в соответствии с ситуацией, существующей идеологией, политическими компромиссами и другими особенностями времени. Специалист Института социологии Российской академии наук Л. Окольская, сравнивая российские воспитательные идеалы неформального общественного мнения и образовательных стандартов, подчеркивает, что «представления о воспитании всегда связаны с переоценкой и селекцией ценностей как пригодных и полезных для передачи новому поколению».

Б.М. Бим-Бад, анализируя посылы, образующие фундамент педагогических теорий, распределил их по трем группам. Каждая из них имеет выход на природу воспитания (учебно-воспитательный процесс), его характер и перспективы совершенствования. Вторая группа составлена из проблем общества, во-первых, в силу прямой сопряженности с первой из обоснованных нами идей, во-вторых, из-за прослеживающийся связи указанных в ней параметров и обозначенного механизма действия. Б.М. Бим-Бад пишет также о значимости природы общественных связей и социальных образований, о необходимости учета факторов функционирования общества; социальных изменений и их направленности, проявлений развития общества (прогресс, регресс, повторение и возвращение – цикличность), обращает внимание на то, что понимание воспитательных проблем, в том числе, по нашему глубокому убеждению, вопроса утверждения и изменения ценностного ряда, крайне затруднительно без понимания структуры современного общества, существующих в нем антагонизмов, способов их разрешения и отношения к ним. Вслед за ученым мы отмечаем важность в понимании сути заявленного механизма и в прояснении особенностей развития будущего общества (непосредственного, ближайших поколений, обозримого отдаленного). Столь же важна конкретизация преемственности поколений, ее форм и способов .

Идея наличия в анализируемых процессах вертикальных и горизонтальных связей имеет следующее обоснование. Вертикальные связи есть отражение преемственности ценностного ряда целого народа или отдельно взятой личности во времени, сохранение знаковости ценности в течение длительного временного отрезка. Правомочен вопрос о прочности этих связей. К сожалению, мы не можем утверждать, что они неподвержены никаким ударам. Но духовная сила народа во многом и заключается в способности пронести через все перипетии истории и сохранить ценности, составляющие его духовно-нравственную основу. Все это справедливо и для характеристики преемственности взглядов и позиций самих педагогов. Педагогическая теория и практика не только генерирует новые идеи, но и бережно сохраняет и осмысливает с учетом новой социокультурной ситуации богатейшее педагогическое наследие прошлого. И здесь уместно вспомнить, что именно в процессе воспитания, педагогической деятельности происходит передача от предыдущих поколений к последующим поколениям социального опыта, культуры, ценностных установок. О.Б. Широких глубоко и всесторонне рассмотрела генезис ценностных ориентаций подготовки учителя в России в интересующий нас период. На основе проведенного исследования она сделала вывод, что наиболее глобальной тенденцией здесь «выступает постоянное приращение ценностных ориентиров при сохранении определенного аксиологического ядра и изменение ценностных акцентов в педагогическом образовании в соответствии с потребностями существующей образовательной парадигмы».

В свою очередь мы отмечаем, что это свойственно не только подготовке российского учительства, но в целом характеризует отличительные черты социального воспитания в контексте теории ценностей в нашей стране и поясняет сущность заявленных нами вертикальных связей. Если же оценить вторую часть приведенного вывода об изменении ценностных акцентов в соответствии с потребностями существующей образовательной парадигмы, то это отклик на вызовы, требования, особенности времени, о которых мы писали ранее. Связи горизонтальные отображают взаимодействие различных культур и их носителей, существующих в один и тот же период времени . «Обмен культурными ценностями имеет два аспекта: с одной стороны, он помогает постичь духовную самобытность и ценности того или иного народа, а с другой – активно стимулирует восприятие культуры другим народом, по-своему переосмысливающим ее при создании собственной национальной культуры».

Педагоги, совершенствуя свое мастерство, заимствуют идеи друг друга, но не механистически используют их, а творчески адаптируют к своей профессионально-жизненной реальности. Горизонтальные связи – это и взаимодействие педагогической сферы с иными сферами жизнедеятельности человека и их воздействие друг на друга. Идея сопряженности, взаимного дополнения ценностей позволяет сделать процесс осмысления сущности той или иной ценности более глубоким. Нередко ученые и педагоги-практики раскрывают одну ценность через призму другой ценности. Не является исключением и тот случай, когда выдвижение какой-либо ценности в качестве ключевой аксиологической единицы предполагает наличие иных уточняющих, дополняющих символов, с которыми она составляет законченный смысловой ценностный ряд. В подтверждении данного тезиса приведем следующую цитату. В результате проведенного в 2000–2008 годах педагогического исследования Н.В. Космачёва пришла к выводу, «что ценность Любовь требует воспитания таких качеств личности, как милосердие, человеколюбие, альтруизм. Добро – доброжелательность, стремление совершать добрые поступки. Мир – терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся. Свобода – уважение индивидуальности личности и мнений окружающих, ответственность за свои решения и поступки. Истина – честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать свои ошибки. Семья как единство близких людей – ответственность, заботливость, чуткость, сострадание, послушание. Труд – трудолюбие, бережное отношение к труду другого. Совесть – совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести». Воспитание данных нравственных качеств и должно являться одной из задач нравственного воспитания личности». Эта цитата интересна, и сама по себе, и как свидетельство развития педагогических взглядов по интересующей нас проблеме на рубеже XX–XXI веков.

Ценностные приоритеты педагогов воплощались в воспитании подрастающих поколений, в становлении и развитии образовательной теории и практики не абстрактно и безлико, а предельно ясно и ответственно.

В завершении статьи еще раз хотелось бы подчеркнуть взаимное дополнение выявленных и обоснованных нами концептуальных положений. Нередко, осмысливая ценностный ряд социального воспитания, отечественные педагоги XX века выходили за границы своего времени и доминирующих представлений, открывая новые горизонты педагогической науки. Их идеи не остались в прошлом, они активно востребованы в настоящем и будут востребованы и в будущем.

Список литературы

  1. Широких, О.Б. Генезис ценностных ориентаций профессионально-личностной подготовки учителя в России (вторая половина XIX в. – 90-е гг. XX в.) [Текст] : моногр. –М. : МПГУ.
  2. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /