О физическом воспитании — как неотъемлемой составляющей части образовательного процесса подрастающего поколения

№54-2,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы физического воспитания в различных образовательных учреждениях и организациях. Указана актуальность тематики. цели, задачи. Физическое воспитание является важным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Похожие материалы

В нашей стране целенаправленно и системно физическое воспитание ведется в учреждениях, начиная с дошкольного, общего, профессионального и заканчивая послевузовским образованием. Ее основная цель - всестороннее, гармоническое развитие организма человека.

Соответственно из цели определяются и следующие задачи:

  1. Развитие основных физических качеств -силы, быстроты, ловкости, выносливости.
  2. Общее укрепление здоровья организма человека.
  3. Подготовка к предстоящей профессиональной деятельности.
  4. Воспитание морально-нравственных, духовных черт личности человека.
  5. Отвлечение от негативного влияния улицы и чрезмерного увлечения компьютера, телевизора и др.

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности:

  1. учебный предмет «Физическая культура»;
  2. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа);
  3. внеклассная спортивно-массовая работа;
  4. общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися. Программой регламентируются: объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые выносятся на итоговую государственную аттестацию Государственным образовательным стандартом РФ общего образования.

Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной деятельности школьников в единый процесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что предмет выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния детей школьного возраста. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения.

Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличается от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны. Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.

Базовые (дидактика общая и средней школы; теория физической культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, школьная, физических упражнений; биомеханика; спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физического воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и методикой обучения предмету «Физическая культура» получили значительное развитие.

Разработаны альтернативные концептуальные подходы к обновлению этой области общего образования. Накоплен достаточно большой фактический материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности общества и формирующейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности составляет объективные и субъективные предпосылки для создания теории и методики обучения данному предмету.