Особенности предоставления услуг фулфилмента на российском рынке

№54-3,

экономические науки

Статья посвящена исследованию особенностей логистических услуг на рынке дистанционной торговли, анализу особенностей предоставления услуг фулфилмента в условиях трансформационной экономики и перспектив егo развития на российском рынке.

Похожие материалы

На фоне общей тенденции падения объемов продаж в условиях экономического кризиса последних лет показатели, характеризующие развитие e-commerce в России, продолжают показывать небольшой рост, и по прогнозам специалистов такая тенденция сохранится в ближайшие годы. В этой связи нужно отметить взаимный интерес компаний, предоставляющих логистические и иные услуги, и интернет-магазинов, обусловленный перспективой расширения объемов предоставления услуг для первых и повышения эффективности деятельности для вторых.

Настоящая статья продолжает серию публикаций автора, посвященных исследованию особенностей логистических услуг на рынке дистанционной торговли. Цель данного исследования заключается в анализе особенностей предоставления услуг фулфилмента в условиях трансформационной экономики и перспектив его развития на российском рынке.

Услуги фулфилмента на основе аутсорсинга интернет-магазинам могут оказывать компании с различной специализацией. По данным исследования московского аналитического агентства Data Insight за 2015 год [2] всего на российском рынке логистики для интернет-торговли работает более 270 компаний, которые предоставляют различные виды услуг (табл. 1)

Таблица 1. Логистические компании, предоставляющие услуги для интернет-торговли на российском рынке (по данным на конец 2015 года) [2].

Тип компании

Количество

Курьерские службы

более 200

Транспортные компании

40

Фулфилмент-операторы

25

Постаматы

3

Интеграторы, агрегаторы, консолидаторы

7

Итого

более 270

На основе данных таблицы можно заключить, что в числе логистических компаний, предоставляющих услуги для интернет-торговли на российском рынке, наиболее многочисленны курьерские компании, основное направление деятельности которых – доставка, их насчитывается более 200.

Следующие по численности - транспортные компании, их около 40. Они, как правило, они имеют обширный автопарк и осуществляют преимущественно автомобильные и железнодорожные перевозки.

Аналитики отмечают стремительный рост числа фулфилмент-операторов на российском рынке (их около 25). Первые специализированные фулфилмент-операторы, появившиеся на логистическом рынке РФ, - это преимущественно иностранные компании в сфере e-commerce, которые, осваивая рынок, реализовывали комплекс логистических услуг для себя, а теперь предлагают их другим интернет-магазинам.

Ключевыми фулфилмент-операторами на российском рынке по состоянию на конец 2015 года являются: Arvato, BetaProduction, eTraction, Accord Post, B2CPL, Call-IM, Idea Logic, INBS-Logistics, itella, Fastery, FreshLogic, KupiVip, ecommerceservices, Lenod, NextSolutions, OutPost-SPb, OZON Доставка, Prostore, Reworker, SPSR, Varkada, Курьер Сервис Экспресс, М-Сити, Маршрут, Стриж, ЯмБокс и др. [2].

Нужно отметить, что в указанном выше аналитическом отчете Data Insight в пункте о типах компаний, предоставляющих логистические услуги интернет-магазинам, отсутствует упоминание о складских операторах и PL-провайдерах различного уровня. Вероятно, эти игроки рынка были объединены с курьерскими службами или транспортными компаниями. При этом очевидно, что важнейшая составляющая комплекса услуг фулфилмента – собственно складская обработка товаров, довольно сложная при больших объемах. Далеко не каждая курьерская служба или транспортная компания имеет необходимые ресурсы и опыт, чтобы организовать эти логистические операции на должном уровне. Эффективно эту функцию могут реализовывать именно складские операторы, имеющие значительные складские площади и необходимую специализацию, а также nPL-провайдеры, обладающие различными компетенциями в логистическом аутсорсинге. Велика вероятность того, что логистические операторы, которые еще не занимаются услугами для интернет-торговли, но уже проявляют к ним интерес, потенциально тоже могут выйти на этот рынок в ближайшее время.

Следующие два типа компаний - относительно новые для российского рынка и пока малочисленны. Это тип, в состав которого вошли компании-интеграторы, агрегаторы и консолидаторы (7 основных представителей) и тип компаний-постаматов с 3 игроками. Указанный сегмент рынка находится в стадии формирования, и его перспективы напрямую зависят от динамики развития рынка электронной коммерции и дистанционной торговли. Появление этих новых для трансформационной экономики субъектов экономических отношений требует отдельного внимания.

Согласно определениям, предлагаемым аналитическим агентством Data Insight [2], агрегатор доставки — это платформа, которая позволяет интернет-ммагазину в режиме одного окна получить доступ к множеству служб доставок.

Интегратор служб доставки — это сервис для компаний дистанционной торговли, предоставляющий способы подключения к своей системе, объединившей и упростившей интеграцию с группой служб доставки (партнерами) [2].

Консолидатор доставок занимается физической сборкой мелких партий отправлений у розничных поставщиков, объединяет их и передает курьерской службе для последующей доставки получателю [2].

Основными клиентами этих сервисов и платформ являются мелкие и средние интернет-магазины. То есть, агрегаторы, интеграторы и консолидаторы доставок предоставляют инструменты для упрощения ведения бизнеса и для улучшения качества обслуживания покупателя. Однако на данный момент, в период становления рынка интернет-торговли в РФ, для перечисленных рыночных игроков характерно невысокое качество сервисов и слабое знание о них потенциальных клиентов. Аналитики считают, что скоро такая ситуация изменится, поскольку рынок уже сейчас заполняется амбициозными проектами - в частности, новая SaaS платформа OrderAdmin для управления фулфилментом [3], на нем появятся работающие инструменты предоставления качественного сервиса.

По мнению практиков, большинство крупных интернет-магазинов предпочитают сотрудничество с несколькими логистическими операторами, что позволяет распределить риски и не зависеть от одного партнера. Работа с надежными операторами логистических услуг в РФ позволяет интернет-магазинам избежать погружения в тонкости доставки, а контролировать лишь ключевые показатели качества, например, соблюдение сроков доставки, процент ошибок, процент невостребованных заказов, обратная связь от покупателей [2].

На развитых рынках Европы, США, Китая к выбору оператора фулфилмента подходят значительно строже: сравнивают стоимость и сроки объединения нескольких товаров в одном заказе, оценивают систему учета, процент ошибок комплектации и упаковки и т.д. Клиенты фулфилмент-операторов располагают возможностями получать информацию об остатках и движении товара в режиме онлайн, наводят справки о том, как компания справляется с нагрузками в пиковые периоды.

Нужно отметить, что в развитых странах высокое качество услуг фулфилмента при разумных ценах обусловлено не только многолетней эволюцией рынка логистики, но и отлаженной работой федеральных почтовых служб. В России же услуги доставки слабо структурированы и недостаточно унифицированы. В крупных городах присутствуют курьерские компании с гибкой ценовой и сервисной политикой, на магистральных направлениях работают крупные службы с относительно высокими тарифами и негибким сервисом. «Почта России» является монополистом в отдаленных регионах, при этом сроки доставки и качество сервиса не выдерживают никакой критики. Это приводит к крайнему усложнению транспортной логистики интернет-магазина, что негативно сказывается на сроках и стоимости доставки [4].

Рассматривая перспективы развития фулфилмента на российском рынке, отметим два характерных момента. С одной стороны, для компаний, специализирующихся в сфере логистики, интернет-магазины представляются весьма привлекательными клиентами. В первую очередь из-за того, что каждый заказ в электронной торговле оформляется как отдельное отправление, а для логистических компаний это можно считать розничными продажами. Таким образом, прибыль логистических операторов от таких операций наибольшая, что привлекает все новые компании в этот сектор рынка. С другой стороны, при таком сотрудничестве логистические компании несут довольно высокие затраты на единицу доставки и имеют дело со значительным процентом возвратов, а для эффективной и постоянной работы с интернет-магазинами необходимо совершенствование бизнес-процессов, их соответствующая конфигурация с целью максимального удовлетворения ключевых потребностей электронной торговли. Т.е. логистические операторы вынуждены приобретать и наращивать совершенно новые для них компетенции, что также сопряжено с затратами. Однако при оправдании прогнозов о сохранении роста рынка интернет-торговли на фоне общего спада, эти затраты могут быть оправданы.

Исходя из всего вышесказанного можно заключить, что взаимодействие логистических фирм с интернет-магазинами на отечественном рынке можно рассматривать как перспективное направление расширения деятельности для обоих участников, при этом сопряженное с повышенным риском убытков для первых. Чтобы снизить вероятность неблагоприятного исхода, логистическим компаниям необходимо искать пути снижения издержек на единицу отправления. Это возможно реализовать через внедрение автоматизации, разработку эффективной IT- и сервисной поддержки. В то же время вполне ожидаемым представляется сценарий, уже имевший место на рынках большинства экономически развитых стран, - с повышением качества логистических услуг для e-commerce и ростом конкуренции стоимость услуг будет снижаться, равно как и их прибыльность для логистических операторов. При этом снижение прибыльности может быть компенсировано ростом объема реализации этих услуг, поскольку большее число интернет-магазинов смогут позволить себе передать процессы обработки заказов и хранения на аутсорсинг профессионалам.

Список литературы

  1. E-PEPPER.RUe-commerce хаб. Кирилл Воробьев. Фулфилмент: аутсорсинг vs инсорсинг: часть №1. Режим доступа: http://www.e-pepper.ru/articles/marketing/fulfilment-autsorsing-vs-insorsing-chast-1.html. Дата обращения: 14.10.2016.
  2. Логистические услуги для интернет-магазинов: основной доклад. Аналитическое агентство Data Insight, сентябрь 2015 года. Режим доступа: http://logistics.datainsight.ru/sites/default/files/files/di-logistic2015-basereport.pdf. Дата обращения: 15.10.2016.
  3. http://www.logistics.ru. Отраслевой портал. Основатель первого в России облачного ПО для фулфилмента выходит в регионы Режим доступа: http://www.logistics.ru/eshops/news/osnovatel-pervogo-v-rossii-oblachnogo-po-dlya-fulfilmenta-vyhodit-v-regiony. Дата обращения: 15.10.2016.
  4. Проект Свой Бизнес: специализированный журнал и сайт о предпринимательстве. Режим доступа: http://www.mybiz.ru/articles/fulfilment-po-russki/. Дата обращения: 15.10.2016.