СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

№57-1,

Социологические науки

В исследовательской работе рассмотрены понятие, сущность, задачи и проблемы транспортной логистики, а также виды транспортных перевозок груза и новые технологии в транспортной логистике.

Похожие материалы

Понятие, сущность и задачи транспортной логистики

Транспортная логистика- перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами. Транспортная логистика существует двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя оборудованием организаций и сбытом готовой продукции.

Логистика транспорта выступает в значении неизбежной составляющей всей теории и практики логистики бизнеса, потому что логистика как наука занимается организацией и управлением потоками, а управление материальным потоком без его перевозки не может быть. Логистические операции на пути продвижения материального потока воспроизводятся с использованием различных транспортных средств. Издержки на эти действия составляют примерно половину от суммы издержек на логистику, поэтому необходимо регулярно устраивать мониторинг издержек. Учитывая этот подход логистики к транспорту как части логистической цепи, логистика бизнеса рассматривается с разных сторон:

  1. с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;
  2. с точки зрения организации перевозок от производителя грузов до получателя;
  3. с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение, сроки доставки.

Качество перевозок в большей мере отображается на общих затратах, чем их издержки, поэтому учет перечисленных сторон благоприятствует наиболее лучшему выбору транспортных услуг. Транспорт, являясь важной составляющей логистической системы, должен быть довольно гибким для реализации транспортных операций. Транспорт бывает:

  1. транспорт общего пользования (охватывает нужды народного хозяйства в транспортировке грузов и пассажиров);
  2. транспорт необщего пользования (транспорт самого предприятия и транспорт, принадлежащий нетранспортным фирмам).

Задачи транспортной логистики состоят в снабжении членов транспортного процесса техническим равенством - это согласованность размеров транспортных средств, которая позволяет работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим равенством, что означает – использование единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и применение единых систем планирования. Основными задачами транспортной логистики являются:

  • выбор вида транспорта (автомобильный, водный, ж/д, авиа и т.д.);
  • выбор способа транспортировки (вида перевозки, перемещения);
  • выбор перевозчика и других логистических партнеров;
  • определение рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).

Виды транспортных перевозок груза

Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией: перевозчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр. Перевозчики - осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку. Экспедиторы- помимо самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр., кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры - таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.

Рассмотрим основные виды перевозок:

  • yнимодальная (одновидовая) - осуществляется одним видом транспорта и одним транспортным средством, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки;
  • cмешанная (комбинированная, интермодальная, мультимодальная) - осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным, тубопроводным - морским и т.п.).

Существуют различные способы грузоперевозки, и на каждом виде транспорта установлены различные виды грузовых сообщений, отправок и скорости перевозок грузов.

Железнодорожный транспорт

В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.

Мелкой отправкой считается партия груза массой не более 5 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого вагона. Малотоннажной отправкой считается партия грузом от 10 до 20 т объемом не более половины вместимости вагона. Для повагонной отправки требуется целый вагон. Групповая отправка - это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньше маршрута. Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме поезда.

Автомобильный транспорт

Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим правилам:

  1. по территориальному признаку – городские, внутрирайонные, междугородние, международные перевозки;
  2. способ выполнения: местные – одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения – несколькими автотранспортными организациями; смешанного сообщения – перевозки двумя или несколькими видами транспорта;
  3. по организационному признаку – централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателем и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку грузов.
Речной транспорт
  1. виды сообщений: внутреннее – в границах одного речного пароходства, прямое – в рамках двух и более пароходств, прямое водное – с участием пароходств, смешанное – с участием других видов транспорта;
  2. размер партии – судовая, сборная, мелкая. Судовая партия – груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по нескольким накладным, следующие в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки отдельного судна. Сборная партия состоит из груза массой выше 20 т в количестве, недостаточном для загрузки целого судна, или достаточного по массе, но адресуемого в разные пункты назначения, что вызывает необходимость отделения одного груза от другого. Мелкой считается партия, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20 т;
  3. в зависимости от срочности выделяют доставки с большой скоростью и грузовой скоростью.
Морской транспорт

Классификация морских перевозок предусматривает их деление по видам перевозок, плавания и сообщения:

  1. по видам перевозок их разделяют на сухогрузные и наливные;
  2. в зависимости от вида плавания морские перевозки делят на малый, большой каботаж и заграничное плавание. Под малым каботажем понимают и заграничное плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств. Большой каботаж – это плавание судов между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах.

По данным статистики, представленным ниже, мы видим, что в логистике России преобладают железнодорожные перевозки. Преобладание в грузообороте России железнодорожного транспорта объясняется огромными размерами страны.

Структура мирового грузо- и пассажирооборота
Рисунок 1. Структура мирового грузо- и пассажирооборота

Электронный ресурс: http://www.studfiles.ru/preview/5433954/

Стравнительная характеристика различных видов транспорта.
Рисунок 2. Стравнительная характеристика различных видов транспорта.

Электронный ресурс: http://zakonrus.ru/vlad_st/l5_1.htm

Проблемы и перспективы транспортной логистики в России

Наиболее важной и значимой проблемой развития транспортной логистики стало отсутствие грамотных и квалифицированных бизнес-проектов, в которых наиболее точно расписаны функции каждого отдела компании. Невозможность точного разделения обязательств ведет к тому, что один сотрудник выполняет различные виды работ, не будучи профессионалом в данной сфере деятельности. Этот момент нужно учитывать еще на этапе обучения данному виду логистики.

Транспортная логистика в нашей стране развивается небыстро. Основные проблемы логистики на транспорте, которые появляются на пути её развития:

  1. неэффективное использование маршрутов доставки продукции от поставщика к потребителю;
  2. слабая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технологический уровень;
  3. отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;
  4. неэффективное использование собственного и наемного подвижного состава;
  5. потери от простоя в ожидании погрузки/выгрузки транспортного средства;
  6. потери от неэффективной работы (умышленное хищение ГСМ, «левые рейсы», низкая производительность транспортного цеха, из-за слабой системы мотивации и низкой квалификации персонала и т. д.).

Указанные выше проблемы вызывают опасность для перспективного развития транспортной системы в целом. Это создает угрозу замедления общеэкономического роста России, ослабления ее позиций на мировом рынке в целом, затрудняет развитие отдельных транспортных предприятий. На сегодняшний день актуальны вопросы об увеличении объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. Для решения проблем необходимо проводить правильный и своевременный анализ состояния транспортного рынка; реально оценивать возможности и условия развития; более точно определять путь развития.

По мнению экспертов, российской логистике не хватает четкой законодательной базы, доверия и понимания со стороны клиентов, технического обеспечения в плане коммуникационных, информационных систем. Однако отмечаются положительные тенденции в этой сфере. В частности, транспортировка и логистика активно развиваются, а взаимоотношения клиентов и перевозчиков все чаще становятся долгосрочными. В последние годы значительно выросло число проектов по аудиту логистических систем, появляются новые концепции управления, широко внедряются инновационные технологии.

Существует ряд определенных задач транспортной логистики, которые необходимы при решении логистических операций. Давайте рассмотрим наиболее значимые:

  • выбор вида транспорта (автомобильный, водный, ж/д, авиа и т.д.);
  • выбор способа транспортировки (вида перевозки);
  • выбор перевозчика и других логистических партнеров;
  • определение рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).

Новые технологии в транспортной логистике

Логистику, в особенности транспортную логистику, в настоящее время невозможно представить без полноценного применения информационных технологий. Сложно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки предметов в условиях отсутствия интенсивного оперативного обмена информацией между сторонами транспортного процесса, отсутствия возможностей незамедлительного реагирования на спросы рынка транспортных услуг. В наши дни скорость совершенствования сферы информации довольно-таки высока. В связи с использованием современных технологий и новой техники, разрабатываются все новые информационные связи, представляющие из себя характерную черту большинства процессов, в том числе и транспортной, на национальном и международном уровнях.

Но к сожалению, не каждая компания может предоставить заказчику полное отслеживание товара. Причинами тому, могут быть ограниченность или отсутствие тех или иных технологий. Поскольку, новые технологии всегда дорогостоящие и не каждая компания может позволить их себе. Но есть и технологии, которые уже давно проверенные и внедрены в процесс доставки товара.

Для чего нужна инновация в транспортной логистике? Как она может помочь заказчику. Мировые транспортные корпорации нацеливаются на использование технологичных информационных систем, над созданием которых работают определенные самостоятельные фирмы. Единая технология расчетов, устойчивость экономического положения и стабильность гарантируют этим программным средствам актуальность, уменьшая таким образом их цену. Инновационные технологии заказчику представляют полную информация о товаре, в частности самое главное, это где в данный момент, в данную минуту находится товар. Все это обеспечивают специальное программное обеспечение:

  • Система GPS - автоматизированная глобальная спутниковая система, созданная для определения широты и долготы местонахождения транспортного средства.
  • Система ГЛОНАСС - предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.
  • Система Espace Cat -информирует пользователя о параметрах перевозимых товаров и схемы их размещения в кузове транспортного средства, формируя эти сведения в виде трехмерных графиков.

Современные информационные технологии дают множество возможностей для подготовки и формирования результатов, мониторинга процессов, а также для эффективного анализа технико-экономических проектов. Использование новых информационных технологий, повышает эффективность перевозки товаров .

Данная работа выполнена на кафедре логистики ГУУ при консультациях с профессорско-преподавательским составом научной школы и в продолжении исследований по системному анализу.

Список литературы

  1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  2. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.
  3. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
  4. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  5. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.
  6. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.
  7. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.
  8. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  9. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  10. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
  11. Воронов В.И., Кривоносов Н.А. Савостьянок Г.Н., Кожанова В.В Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции» № 4, 2015– стр.2-4
  12. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  13. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
  14. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
  15. Родкина Т.А. Направление информационной логистики как часть научной школы логистики ГУУ. Управление. 2015. Т. 3. № 2. С. 50-55.
  16. http://zakonrus.ru/vlad_st/l5_1.htm
  17. http://www.studfiles.ru/preview/5433954/
  18. Усикова А.Д. Исследование современной сущности, задач и проблем транспортной логистики [Текст] / Усикова А.Д.// Международное научное периодическое издание «Новая наука: от идеи к результату» по итогам международной научно–практической конференции (22 октября 2016 г, г. Сургут). / в 3 ч. Ч.1 - Стерлитамак: АМИ, 2016. –С. 192-195
  19. Усикова А.Д. Системный анализ видов и технологий перевозок грузов [Текст] / Усикова А.Д.// Тенденции развития науки и образования. Сборник научных трудов, по материалам XIX международной научно-практической конференции 31 октября 2016 г. Часть 1 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2016. – С. 31-33.