Роль государственных программ в региональном развитии (на примере волгоградской области)

№58-3,

экономические науки

На примере конкретного субъекта РФ раскрывается роль программно-целевого подхода в реализации бюджетной, социальной, промышленной политики региона. Доказывается многоканальность источников финансирования программ, необходимость развития их методологии в целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования

Похожие материалы

Важнейшим прямым регулятором территориально-экономических процессов являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Такого рода программы обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития субъекта РФ, экономического района, зоны, города и т. д.[8].

Следует отметить, что различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы традиционно разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

В настоящем региональные программы в России призваны выполнять новую роль как наиболее эффективного инструмента прямого регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных национальных проектов, проведения региональной политики государства [6].

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В данных условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства [7].

Основные направления бюджетной политики Волгоградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ, Законом Волгоградской области от 11 июня 2008г. №1694-ОД «О бюджетном процессе в Волгоградской области» в целях составления проекта областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения:

  • Основных направлений бюджетной политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
  • Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013г. №2593-р;
  • Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Волгоградской области на 2015-2017 годы, утвержденного постановлением губернатора Волгоградской области от 15 февраля 2015г. №127, государственных программ Волгоградской области и иных документов государственного стратегического планирования.

Целью Основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта областного бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, основных подходов к его формированию, общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров областного бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования [5].

Далее представлены наиболее крупные государственные программы по объему финансирования:

  1. Государственная программа Волгоградской области "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
    • 2016г.15258308,2 тыс. руб.;
    • 2017г.12955169,10 тыс. руб.;
    • 2018г.12828393,60 тыс. руб.
  2. Государственная программа Волгоградской области "Развитие образования" на 2014-2020 годы
    • 2016г.16149302,7 тыс. руб.;
    • 2017г.15094316,90 тыс. руб.;
    • 2018г.15094316,90 тыс. руб.
  3. Государственная программа Волгоградской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2016 годы и на период до 2020 года
    • 2016г.12980670,4 тыс. руб.;
    • 2016г.9707325,90 тыс. руб.;
    • 2016г.9710539,60 тыс. руб.
  4. Государственная программа Волгоградской области "Управление государственными финансами Волгоградской области" на 2014-2020 годы
    • 2016г.6031056,8 тыс. руб.;
    • 2017г.5143478,00 тыс. руб.;
    • 2018г.5712125,00 тыс. руб.
  5. Государственная программа Волгоградской области "Развитие транспортной системы Волгоградской области" на 2014-2017 годы
    • 2016г.5673993,3 тыс. руб.;
    • 2017г.3863822,90 тыс. руб.;
    • 2018г. 4057228,60 тыс. руб.

Следует отметить, что каждая региональная программа структурно представлена рядом подпрограмм. Так, Государственная программа Волгоградской области «Управление государственными финансами Волгоградской области» на 2014-2020 годы включает следующие подпрограммы:

  • Управление государственным долгом Волгоградской области»;
  • Обеспечение финансовой поддержки местных бюджетов Волгоградской области»;
  • Развитие современных информационных технологий в управлении общественными финансами Волгоградской области».

Цель государственной программы связана с повышением качества управления государственными финансами Области, в т.ч. посредством:

  • оптимизации управления государственным долгом региона;
  • обеспечения равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований;
  • формирования и развития информационных технологий и управления общественными финансами Волгоградской области [4].

В 2015 году плановый объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета был равен 6 170 398,0 тыс. рублей, при этом кассовое исполнение составило 5 704 988,4 тыс. рублей, или 92,5% к плановым назначениям.

В свою очередь, целью региональной программы «Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения качества и доступности оказания медицинской помощи. Задачами программы объявлены:

  • обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
  • повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
  • повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
  • развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
  • обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
  • обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
  • медико-биологическое обеспечение системы здравоохранения Волгоградской области [2].

Ожидаемые результаты реализации государственной программы:

  • снижение преждевременной смертности населения Волгоградской области;
  • повышение доступности и качества медицинской помощи;
  • усиление профилактического направления в здравоохранении Волгоградской области [2].

Ответственность за реализацию отмеченной выше программы возложена на Комитет здравоохранения Волгоградской области, которое, помимо этого, выступает соисполнителем еще ряда программ, в частности:

  • государственной программы Волгоградской области «Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области на 2014-2016 годы»;
  • государственной программы Волгоградской области «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2016 годы»;
  • государственной программы Волгоградской области «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области» на 2014-2016 годы»;
  • государственной программы Волгоградской области «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» на 2014 - 2017 годы»;
  • государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка граждан» на 2014-2016 годы»;
  • государственной программы Волгоградской области «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» и пр.

В рамках последней программы Комитет здравоохранения отвечает за Подпрограмму «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» в части:

  • реализации моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышения квалификации медицинских работников общеобразовательных организаций по проблемам психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.

В целом программа «Развитие образования на 2014-2020 годы» ориентирована на обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Волгоградской области. Подчеркивается важность:

  • развития инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
  • модернизации образовательных программ;
  • создания современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
  • обеспечения условий для успешной социализации и эффективной самореализации выпускников государственных казенных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • удовлетворения запросов населения в получении образования, соответствующего требованиям государственной образовательной политики, приоритетам социально-экономического развития Волгоградской области.

Финансирование программы предполагает использование источников тройного порядка: федеральных средств, средств областного и муниципального бюджетов и внебюджетных источников. Пропорция распределения следующая:

общий объем финансирования государственной программы на 2014 - 2020 годы 123846322,51 тыс. рублей, из них:

  • средства федерального бюджета — 1491959,60 тыс. рублей;
  • средства областного бюджета — 121192195,16 тыс. рублей,
  • средства местных бюджетов — 1158411,75 тыс. рублей,
  • внебюджетные средства — 3756,00 тыс. рублей [3].

Таким образом, возрастающее значение региональных целевых программ, с одной стороны, и явные пробелы в их правовом и нормативно-методическом обеспечении, с другой, обусловливают целесообразность принятия Федерального закона «О федеральных целевых программах социально-экономического развития регионов РФ», постановления Правительства РФ о разработке и реализации региональных целевых программ и методических рекомендаций о составе и обосновании региональных программ.

Список литературы

  1. Об Областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: Закон Волгоградской области от 07 декабря 2015 года N 206-ОД http://docs.cntd.ru/document/428697631
  2. Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года»: Постановление Правительства Волгоградской области от 25 ноября 2013 года N 666-п http://docs.cntd.ru/document/460226085?block=66
  3. Об утверждении Государственной программы Волгоградской области «Развитие образования» на 2014 – 2020 годы: Постановление правительства Волгоградской области от 25 ноября 2013 года N 668-п http://docs.cntd.ru/document/460218171
  4. Об утверждении Государственной программы Волгоградской области «Управление государственными финансами Волгоградской области» на 2014 – 2010 годы: Постановление Правительства Волгоградской области от 30 декабря 2013 г. N 806-п http://volgafin.volganet.ru/.../postano...015-_795_p.docx
  5. Основные направления бюджетной политики Волгоградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов http://volgafin.volganet.ru/upload/iblock/fc4/onbp-vo-2017
  6. Агеева Т.В., Езангина И.А. Роль кластерных образований в повышении инновационной и инвестиционной привлекательности территории В сборнике: Приоритетные направления развития науки, техники и технологий международная научно-практическая конференция. 2016. С. 325-330.
  7. Езангина И. А. Современные технологии планирования: гибкое бюджетирование//Вопросы экономических наук. 2007. № 5 (27). С. 165-167.
  8. Сторожилов Н.А., Езангина И.А. Развитие отраслевого подхода в системе государственных закупок в России В сборнике: Экономические аспекты технологического развития современной промышленности; материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 216-220.