Опыт управления государственного регулирования АПК

№58-4,

Экономические науки

В данной статье отраженны разработка и обоснование некоторых направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса России для создания условий по формированию конкурентоспособных агропромышленных предприятий. Так же, в статье описывается отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки исследуемого сектора национальной экономики.

Похожие материалы

Россию и ее будущее невозможно представить без развитого агропромышленного сектора экономики, который относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества, а также эффективность всего национального производства страны.

Сложившаяся в настоящее время в агропромышленном комплексе России ситуация характеризуется затянувшимися кризисными явлениями, что не может не вызывать озабоченность в условиях предстоящего функционирования в рамках ВТО. Осознание большого количества проблем в рассматриваемом секторе национальной экономики предопределили жизненную необходимость его модернизации. Безусловно, в такой ситуации возрастает роль государственных органов. Именно они должны выступить гарантом поддержки намеченных ранее программ и поступательного развития агропромышленного комплекса России. Непринятие действенных мер по развитию и поддержанию ресурсной базы АПК на уровне, отвечающим национальным интересам Российской Федерации, может поставить под угрозу национальную безопасность страны. Следовательно, эффективное государственное регулирование аграрного сектора – одна из первоочередных задач органов государственной власти страны.

Современные тенденции развития мировой экономики показывают, что у российской экономики в целом не может быть иного пути развития, чем экономические преобразования, основанные на внедрении инновационных механизмов и технологий инвестиционного обеспечения аграрного сектора экономики страны.

Об этом свидетельствует и мировой опыт регулирования экономики агропромышленного комплекса, как и о том, что вследствие присущих сельскому хозяйству особенностей его производство не может эффективно развиваться без государственной поддержки. Поступление средств в сельское хозяйство за счет бюджета и государственная поддержка через ценовой механизм составляют в развитых странах значительную величину. В странах Евросоюза в конце 90-х гг. ХХ века государственные субсидии в доходах фермеров составили 49 %, при этом в Финляндии – 71 %, Норвегии – 77 % и т.д.; в США – 60 %, в Японии – свыше 70 %. Аналогичные тенденции и в других странах. Многие зарубежные государства применяют льготное кредитование и налогообложение предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Российская экономика переживает этап структурной перестройки. При этом сельскому хозяйству, как многим другим отраслям, необходимо выработать новую стратегию, обозначить точки роста и стремиться снижать издержки.

Президент России Владимир Путин в своем распоряжении 11 декабря 2011 г. утвердил Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. Основная стратегическая цель Концепции — это «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века». К 2020 г. Россия должна войти в пятерку стран — лидеров по объему ВВП, а уровень дохода и качество жизни россиян к этому времени, как намечено в Концепции, приблизятся к тем, которые мы наблюдаем сегодня в развитых странах.

Анализ нормативно-правовых документов и реализуемых в настоящее время программ показал, что основным направлением государственного регулирования наращивания ресурсного потенциала агропромышленного комплекса является субсидирование хозяйствующих субъектов комплекса из федерального бюджета и консолидированного бюджета регионов. Выделяют: прямые субсидии на производство отдельных видов продукции; субсидии на поступающие в сельское хозяйство материально-технические и финансовые ресурсы (кредиты); финансирование затрат на регулирование рынка сельхозпродукции; субсидии на страхование.

В России наибольшее развитие получила группа субсидий, связанных с предоставлением кредитов. Так, на 2010 г. из 107 млрд рублей господдержки свыше 80 млрд рублей составляют расходы на субсидирование погашения (полностью или частично) процентной ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков, из них 6,6 млрд рублей на новые кредиты. Наряду с положительными моментами можно выделить и негативные аспекты субсидированного кредитования. Главный из них – это резко возросшие объемы кредиторской задолженности банковской системе, перспективы возврата которой большинством сельскохозяйственных организаций сомнительны. В связи с этим целесообразно постепенное снижение доли субсидированного кредитования сельских товаропроизводителей и увеличение доли их прямого бюджетного финансирования, что позволит уменьшить затраты бюджета на покрытие части ставки рефинансирования кредитов, исключит необходимость трудоемких операций по выдаче кредитов, контролю за их возвратом, взысканию просроченных кредитов и т.д. Это же показывает и анализ зарубежного опыта, где основным методом определения уровня субсидий по отдельным отраслям является расчет целевых цен на продукцию, обеспечивающих необходимую рентабельность, и сравнение их с фактическими ценами реализации, т.е. устанавливается прямое субсидирование в расчете на 1 га сельхозугодий. Причем доля прямого субсидирования в общем объеме государственной поддержки составляет до 55 %. В отечественной практике прямое субсидирование производства продукции передано на региональный уровень. Подобная регионализация господдержки ведет к разрыву единого рыночного пространства, препятствует рациональному размещению и специализации производства. Однако Правительство РФ не рассматривает путь повышения прямых субсидий как приоритетный, объясняя свою позицию постоянным увеличением ее объема, при отсутствии сдерживания цен на материально- технические ресурсы для агропромышленного производства.

По существу, современная ситуация в сфере законодательного обеспечения функционирования агропромышленного комплекса диктует необходимость принятия единого базового законодательного акта федерального уровня, определяющего основы функционирования и развития ресурсной базы АПК государства и регламентирующего комплексное законодательное регулирование рассматриваемого межотраслевого комплекса. Кроме того, некоторые важнейшие аспекты функционирования сфер АПК остаются вне правового поля. Нормативные правовые акты федерального и региональных уровней регулируют лишь отдельные отношения в сфере торговли, государственного контроля безопасности пищевых продуктов, развития ресурсно-сырьевой и материально- технической базы. Усугубляет положение несоблюдение некоторых законодательных актов, которые связаны с развитием агропромышленного комплекса России.

В зарубежных странах уровень государственной поддержки намного выше российского. Так за 2006-2008 гг. на сельское хозяйство из бюджета Евросоюза выделялось в среднем 47,2 млрд евро в год, или 53,1 % от всего бюджета ЕС. Помимо этого сельское хозяйство финансируется из национальных бюджетов стран-участников – 12-15 млрд евро в год. Кроме того субсидии на экспорт продовольствия составляют примерно 3,2 млрд евро. Агрегированная же поддержка АПК России составляет порядка 4-4,6 млрд долл. Очевидно, что необходимо увеличить размеры государственной поддержки агропромышленного комплекса России. На основе изучения опыта стран Евросоюза на бюджетную поддержку агропромышленного комплекса России необходимо выделять 3-3,5 % ВВП страны, что составит 400-450 млрд рублей. В условиях ограниченности финансовых ресурсов в Российской Федерации необходимо искать дополнительные источники. Примеры решения подобной проблемы имеются в ряде других отраслей отечественной экономики. Так, для модернизации электроэнергетики Правительство России приняло решение увеличить в 2,5 раза тарифы, для строительства дорог создается фонд за счет введения специального налога на бензин.

Таким образом, несмотря на то, что процесс стимулирования инновационной деятельности отраслей промышленности требует огромных затрат, правительства передовых стран активно внедряют в экономическую политику в области функционирования АПК эффективные методы государственной поддержки, понимая, что бесконтрольность действий в сельском хозяйстве неприемлема, так как способна привести к значительным потерям и оказать разрушительное воздействие на развитие АПК.

В заключении следует отметить, что реализация предложенных направлений государственного регулирования и поддержки в сфере законодательного обеспечения и финансирования проводимой модернизации агропромышленного комплекса России позволит укрепить и нарастить его ресурсный потенциал, что сделает его конкурентоспособным в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

Список литературы

  1. Арсланбекова Р.М., Арасланбаев И.В. Роль ИКС в повышении экономической эффективности АПК // В сборнике: Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 13-15.
  2. Буравова С.Н., Арасланбаев И.В. Единый портал государственных и муниципальных услуг // В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике». МСХ РФ, Башкирский государственный агарный университет. Уфа, 2011. С. 279-280.
  3. Сафаргалина Ю.М., Арасланбаев И.В. Опыт управления государственного регулирования АПК // В сборнике: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 202-204.