Хоровое пение как один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьников

NovaInfo 61, с.431-435, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Хоровое пение является наиболее доступной исполнительской деятельностью. Как отмечают специалисты, певческий голос может быть воспитан практически у всех, за исключением патологических случаев. Грамотное певческое развитие, с учетом закономерностей становления голоса и возрастных особенностей, способствует формированию здорового голосового аппарата.

Ключевые слова

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНКОВ, ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Текст научной работы

Решение проблемы музыкального воспитания допустимо только при условии достижения школьниками выразительного исполнения музыкального репертуара. Выразительное исполнение предполагает эмоциональное пение, в котором чувствуется глубина осмысления музыкального образа. Очевидно, что для такого исполнения нужно владеть вокально-хоровыми навыками как средствами выразительности и художественности. Вырабатывание таких навыков не считается самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

Многие вдающиеся композиторы и музыканты-педагоги высоко ценили значение хорового пения в общеобразовательной школе. Для того, чтобы более четко представить себе проблему хорового пения, выделим из нее наиболее существенные моменты.

Первый вопрос касается рассмотрения хорового пения как разновидности исполнительского искусства, а не примитивного воспроизведения изученного текста песни.

Согласно позиции П.Г. Чеснокова, «хор — это такое собрание исполнителей музыкального произведения, в звучности которого прослеживается четко уравновешенный ансамбль, ясно выявленные нюансы» [10].

Человеческий голос обладает богатейшими возможностями сочетаться с другими голосами (ритмически, гармонически, динамически, размеренно). В хоре голоса создают специфический колорит, так называемый вокальный «оркестр». Так например, Е.Л. Семешина «в числе специфических исполнительских возможностей хора называет различные способы использования голоса, разнообразные манеры звукоизвлечения в зависимости от тесситуры, регистра: манеру подачи литературного текста, цепное дыхание и др. В то же время, хоровое исполнение должно соответствовать тем же требованиям, что и любое другое: скрипичное, фортепианное, оркестровое» [4].

Второй аспект в вокально-хоровой системе обучения учащихся обусловлен единством технического и художественного.

В своих исследованиях В.Н. Мясищев и А.Л. Готсдинер говорят о важности верного понимания требования «петь» на фортепиано. Они пишут, что «пение пению рознь, что так, как пел Шаляпин, играл на фортепиано Антон Рубинштейн, и это не было просто «певучее звучание», а высказывание о больших чувствах и мыслях. И этому надо учить с детства. Автор резко критикует методику обучения, по которой обучающийся пению сначала должен все выучить, а потом перейти к выразительному исполнению, так как эмоциональное отношению к музыке уже заглушено техническим тренажем» [3].

Знаменитый отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что «…творчество имеет место не только там, где создается нечто совершенно новое, но и там, где человек вносит свое понимание, где он по-своему воспроизводит, меняет, группирует уже созданное» [6].

Сказанное в полной мере относится и к исполнению хоровой музыки. Об этом Т.Г. Слабодчикова писала следующее: «Спеть песню — значит исполнить ее сознательно, активно, красиво и убедительно для слушателя. Исполнить песню — значит передать ее содержание и настроение другим людям» [5].

К сожалению на практике часто встречается обратное: выучивание текста отдельно от интонационного смысла, заключенного в нем. И дети, сначала трудящиеся над техникой, обычно так и не доходят до живого, естественного эмоционального исполнения.

К этому вопросу (о роли художественного исполнения) примыкает третий аспект – о роли пения в развитии творческих способностей школьников. Пение как художественно исполнительский процесс формирует не только чисто музыкальные способности, но и такие личностные качества как воображение, мышление, образность, умение слушать и запоминать, внимание, умение преодолевать трудности, фантазию, самостоятельность, саморазвитие.

В настоящее время проблема творческого развития детей рассматривается как «проблема века», «проблема №1». Прямое отношение она имеет и к вокально-хоровой работе в школе.

Целью хорового пения на уроках музыки выступает формирование у школьников певческой культуры как неотъемлемой части их музыкальной деятельности в целом.

Задачами вокально-хоровой работы выступают: развитие художественного вкуса; воспитание интереса и пристрастия к хоровому пению и музыкальному искусству; формировать певческий голос (расширять диапазон, вырабатывать естественное звучание и т.д.); развивать музыкальные способности и активизировать их деятельность; формировать вокально-хоровые навыки как основу художественного, выразительного, компетентного исполнения; развивать творческое отношение к исполнению музыкальных произведений.

Принципы обучения пению. Вокальная педагогика является, с одной стороны составной частью общей педагогики, а с другой стороны — важным разделом педагогики искусства. Поэтому обучение пению должно опираться как на принципы общей педагогики (наглядности, систематичности, научности, доступности, последовательности, системности и т.д.), так и на основные принципы педагогики искусства (эмоциональности, целостности, образности, интонации, ассоциативности, художественности и т.д.). Помимо этого, в каждой авторской программе по музыке для общеобразовательной школы установлены принципы, которые являются характерными именно для обучения пению. Поэтому при организации хорового пения учитель руководствуется и принципами, обозначенными в образовательной программе, по которой он проводит занятия.

Помимо указанных принципов, обучение школьников пению основывается на принципах специальных. У разных авторов перечень и характеристики таковых могут отличаться. Приведем принципы обучения пению, обобщенные некоторыми исследователями (А.В. Иванова, Д.В. Шамсутдинова) [6].

Принцип направленности. Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Это объясняется тем, что эффективность обучения пению зависит от направленности работы учителя на воспитание определенных личностных качеств учащихся, а также на их общее развитие на основе углубления процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребенка и развитие его мышления.

Принцип заинтересованности — основное условие успешности обучения, так как техника усваивается непринужденно и легко тогда, когда дети сами захотят ее усвоить. Это и основа дисциплины на занятиях, она обеспечивает внимание, собранность и серьезность детей.

Принцип сознательности включает в себя осознанное (а не только эмоциональное) отношение к музыке, к исполнительской деятельности, к освоению знаний, умений и навыков.

Принцип перспективности. Задача педагога — продвигать вперед развитие учащихся, а не ориентироваться только на достигнутый уровень, характерный для данного возраста. Данный принцип проявляется в опоре на «зону ближайшего развития» школьников (по Л.С. Выготскому). Например, можно вводить фрагменты из произведений трудных, но увлекательных для детей. Отдельные фразы или интонации включать в распевание, вокализируя или исполняя со словами. Постепенно фрагменты укрупняются.

К подбору песенного материала следует подходить с точки зрения основополагающих принципов развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможностей детей, а также быстрого темпа освоения учебного материала, но без спешки (Л.В. Занков).

Принцип постепенности, последовательности и непрерывности. Проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений (Ф.Н. Цораева), направленных на систематическое и последовательное развитие певческого голоса и вокальных навыков [8]. Подвижность и гибкость певческого голоса необходимо постоянно поддерживать, так как эти качества легко теряются при перерыве в занятиях.

Принцип индивидуального подхода к учащимся предполагает разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию данного ученика и его голоса. Выбор приемов работы зависит от возрастных и индивидуальных возможностей, а также певческого опыта и общего развития.

Принцип единства художественного и технического. Он означат, что технические задачи должны быть полностью подчинены художественным. Его реализация ведет к постепенному приобретению учащимися навыков глубокого проникновения в художественный образ произведения и его осмысленного выразительного и грамотного исполнения.

Кроме приведенных выше принципов в обучении пению также используются принципы: предшествования слухового восприятия какого-либо музыкального явления, его осознания; произвольного управления регистровым звучанием голоса.

Читайте также

Список литературы

  1. Гетоева Л.К. Роль А.С. Пушкина в развитии русской и национальной музыки //Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2014. №5. С. 46-54.
  2. Миненко Г.Н. О системном подходе к духовно-нравственному становлению и воспитанию молодежи //Мир науки, культуры, образования. 2013. №5 (42). С. 385-388.
  3. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. СПб.: Питер. 2011. 218 с.
  4. Семешина Е.Л. Высшее правило воспитания – воспитание нравственной личности //Молодой ученый. 2013. №11. С. 646-647.
  5. Слабодчикова Т.Г. Хоровое пение в современном мире /Материалы международной конференции «Культура. Наука. Творчество», Минск: Наука. 2008. 342 с.
  6. Шамсутдинова Д.В., Иванова А.В. Интегративно-педагогический подход к духовно-нравственному воспитанию молодежи в условиях культурно-досуговой среды //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2. С. 55-58.
  7. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетических ценностей у студентов через творческую деятельность //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 186-189.
  8. Цораева Ф.Н. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в условиях северокавказского региона //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 53. С. 312-316.
  9. Zoraeva F. Tedeev A. The moral and aesthetic culture -the most important component of the spiritual aspect of personality //Nauka i studia. 2015. Т. 12. С. 66-70.
  10. Чесноков П.Г. Хор и управление им. http://www.klex.ru/3v8

Цитировать

Гетоева, Л.К. Хоровое пение как один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьников / Л.К. Гетоева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 431-435. — URL: https://novainfo.ru/article/11657 (дата обращения: 27.09.2022).

Поделиться